Великие каббалисты: РАШАШ

Год 1751, Иерусалим. Молодой человек, приехавший из Йемена, 31 года от роду, в недалеком прошлом – служка синагоги, по завещанию только что почившего учителя был назначен главой каббалистической группы «Бейт-Эль». Горожане потрясены.
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

С детства РАШАШ[i] знал, куда направлена его стезя. Упорно стремясь к цели, он перебирается из Йемена в Израиль и здесь становится величайшим каббалистом.

«Все мы, нижеподписавшиеся, двенадцать человек, по числу колен Израиля, будем любить друг друга великой любовью и во всем доставлять удовольствие нашему Создателю». Из взаимного обязательства каббалистов группы «Бейт-Эль».

Год 1751, Иерусалим. Молодой человек, приехавший из Йемена, 31 года от роду, в недалеком прошлом – служка синагоги, по завещанию только что почившего учителя был назначен главой каббалистической группы «Бейт-Эль». Горожане потрясены. Они уверены, что это ошибка. Только сведущие люди, близкие ученики, которые были свидетелями событий, скрытых от чужих глаз, понимают и одобряют происходящее. Однако проходит совсем немного времени, и все начинают понимать, кем на самом деле является этот человек.

Встав во главе группы, рабби Шалом Шараби (РАШАШ) вместе со своими товарищами одним из первых в истории начал широкое распространение каббалы. Благодаря этому они достигли высочайших духовных вершин и сообща основали общество, в основу которого был положен всеобщий закон природы – закон любви. Они назвали свое детище «Обществом любви к миру» и подписали между собой братский союз…

Однако вернемся к началу этой истории.

Мир ему тесен

Сана, столица Йемена, год 1720. В семье Шараби родился первенец, которого назвали Шалом. По традиции йеменских евреев, он пошел обучаться Торе у «мари», детского учителя. Однако душа Шалома не удовлетворяется обычными занятиями и повседневной жизнью. В рассказах Торы он чувствует намеки на более глубокие вещи и хочет испытать их на себе. Этот мир тесен ему, душою он стремится в Высшие миры.

Ночью, при свете свечи, когда все вокруг спят, Шалом погружается в каббалистические книги. По ходу чтения в нем рождается новое чувство: если он не возьмет жизнь в свои руки, то покинет мир таким же, каким пришел в него. Каббала объясняет ему, что у человеческой жизни есть лишь одна цель – раскрыть Творца, постичь высшие миры. Он решает уехать в Эрец Исраэль, в землю, название которой свидетельствует о новой цели его жизни - "яшар - Эль" (прямо к Творцу).

Однако внезапно умирает его отец и Шалом, как старший сын, берет на себя обеспечение матери-вдовы и братьев-сирот. В поисках заработка ему приходится переходить от деревни к деревне, в одиночку, в дождь и ветер, в жару и холод. Он – и природа, он – и Творец.

Решение

Шалом скрывает от посторонних глаз то, что происходит у него внутри. Внешне он выглядит обычным парнишкой, а внутри озарен светом каббалы, и душа его восходит по ступеням духовной лестницы.

Встречным на дороге кажется, что его, как и всех, заботят хищные звери и разбойники, подстерегающие путников в пустыне, беспокоят мысли о заработке. На самом деле, Шалома волнуют совершенно другие вещи. Его сердце томится из-за того, что люди оторваны от науки каббала и даже не подозревают о возможности подъема в большой мир, столь добрый и светлый, что это не поддается описанию.

В его сердце крепнет решение – ради духовного развития мира всю свою жизнь посвятить распространению науки каббала. Несколько десятков лет спустя, лежа на смертном одре, РАШАШ завещал лишь одно:

Распространяйте учение каббалы, ибо духовный подъем всего мира зависит от ее изучения и распространения. Из книги «Ор РАШАШ»

Начало путешествия

Достигнув восемнадцатилетия, Шалом расстается с семьей и начинает свой долгий путь к земле Израиля. С маленькой котомкой со скудным провиантом, каббалистической книгой и горящим сердцем он отправляется в портовый город Аден – ворота Йемена во внешний мир.

В этом пестром городе, подобно всем портам мира наполненном особыми запахами и звуками, Шалом находит случайную работу на местном рынке и по грошу откладывает деньги. Собрав требуемую сумму, он покупает билет на корабль, идущий в Бомбей. Долгие недели плавания по бушующему Индийскому океану – лишь внешние декорации внутреннего путешествия.

Оттуда – в Багдад. Таким был в те дни маршрут, ведущий в Эрец Исраэль. По прибытии в порт Басра он присоединяется к торговому каравану, направляющемуся через пустыню на север, в Багдад. Он знает, что там его ждет встреча с каббалистами.

В роли извозчика и слуги

После прибытия в Багдад Шалом быстро находит местную каббалистическую группу и присоединяется к ней. Он ничего не рассказывает ее членам о себе, лишь сидит в сторонке и жадно прислушивается к словам из трудов АРИ и Книги Зоар, которые они изучают.

Спустя годы великий каббалист, рабби Йосеф Хаим, которого называли Бен Иш Хай, расскажет о нем:

Появился этот праведник. Прежде чем свет его засиял в Иерусалиме, он пришел в багдадскую землю. Его ноги ступали по улицам нашего города, но жители не знали о его величии, чтобы оказать достойные почести. Счастлив тот, кто видел его.

И добавил:

Когда пришел наш учитель РАШАШ, он оставался в тени, не выказывая себя мудрецом, а напротив, оставаясь обычным человеком, странником, который подрабатывал, дожидаясь каравана, идущего в Дамаск. Бен Иш Хай, «Бен Йеояда»

В Дамаске, столице Сирии, Шалом работает извозчиком у еврейского богача, чтобы накопить сумму, требующуюся для последнего этапа его пути в Эрец Исраэль. Когда есть время, он посещает бейт мидраш, в котором учатся местные каббалисты. Здесь он тоже не раскрывает своего истинного лица и скромно сидит в сторонке.

И вот наступил долгожданный час. Шалом вновь пускается в путь. Прибыв в землю Израиля, он сразу же отправляется в Иерусалим и находит в его окрестностях каббалистическую группу «Бейт-Эль». Обратившись к ее руководителю, рабби Гедалии Хаюну, Шалом рассказывает ему, что он неимущий сирота, приехавший из Йемена, и просит помочь ему. Его принимают на работу служкой – расставлять скамьи, раскладывать книги и зажигать свечи. Он считает, что право быть среди каббалистов нужно заслужить, поэтому не спешит расставаться с ролью прилежного слуги.

Тайна записок в книге

Неожиданно рабби Гедалия Хаюн словно потерял способность отвечать на вопросы учеников. Сердце Шалома сжимается, когда он безмолвно наблюдает за тем, как его товарищи остаются без духовного руководства. Но что делать? И Шалом находит средство. Незадолго до полуночи, перед тем как каббалисты приходят в бейт мидраш, он вкладывает в книгу рабби Гедалии записки с ответами на заданные вопросы. Радости учителя и его учеников не было предела, но автор записок никому не известен. Рабби Гедалия просит учеников разрешить загадку и раскрыть, кто из них это делает. Но все тщетно.

Об этих таинственных событиях узнала Хана, молодая дочь рабби Гедалии. Она решает разгадать секрет. Ночь за ночью она прячется за окном бейт мидраша и терпеливо ждет. И вот однажды, стоя у окна и коченея от холода, она видит служку, который тайком входит в комнату, зажигает фитиль маленькой масляной лампы и вкладывает записку в книгу ее отца.

Тайна раскрылась. Узнав об этом, рабби Гедалия усаживает Шалома справа от себя, во главе стола, и иногда даже называет его своим преемником. Сердце Ханы было пленено Шаломом, и она выходит за него замуж. С этого дня начался новый период в жизни рабби Шалома Шараби, который стал полноправным членом каббалистической группы «Бейт-Эль».

Между ненавистью и любовью

РАШАШ изучал каббалу и обучал ей исключительно по методике великого АРИ, изложенной рабби Хаимом Виталем, учеником АРИ. Все свои силы и время рабби Шалом отдавал написанию книг по каббале, стремясь распространить ее в массах. Слух о нем разнесся далеко, и люди, желавшие достичь цели своей жизни, стали обращаться к нему за духовным руководством.

Глава еврейской общины из Бельц просил привезти ему из земли Израиля книгу «Наар шалом», а также рукописи каббалистического молитвенника, составленного РАШАШем. Из Туниса РАШАШу было отправлено 77 посланий с вопросами о духовном продвижении, на которые он отвечал терпеливо и с любовью. Среди его учеников – великие каббалисты рабби Хаим Йосеф Давид Азулай (ХИДА), рабби Йом-Тов Альгази и рабби Хаим Делароза.

"Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, и наша задача в том, чтобы усилить любовь к Израилю, дабы она стала беззаветной", – писал РАШАШ.

Общество, которое он создал со своими учениками, было основано именно на этом принципе взаимного поручительства:

Каждый должен относиться к товарищу так, словно это часть его самого – всем сердцем и душой. из взаимного обязательства каббалистов группы «Бейт-Эль»

Вернуться к любви

Сегодня, когда разобщенность и беспричинная ненависть разъедают наш народ, необходимо вновь вернуться к братской любви, на основе которой и был создан народ Израиля. Этим мы покажем миру пример жизни в мире и согласии. Для этого нужно воспользоваться методикой каббалы, утраченной нашим народом за годы изгнания. Но именно она была путеводным лучом РАШАШа и всех мудрецов Израиля на протяжении поколений.

Знаю я, что благодаря Книге Зоар и трудам каббалистов, которые распространятся в мире, освободится народ Израиля. От изучения этой книги зависит наше избавление. РАШАШ

_______________________________________________________________________

[i] РАШАШ - рабби Шалом Шараби (1720–1777)

 

ПО ТЕМЕ:

Великие каббалисты: рав Кук

Великие каббалисты: Йегуда Ашалаг (Бааль Сулам)

Великие каббалисты: рабби Шимон Бар Йохай (РАШБИ)


Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии