Шофар — призыв к высшему

Впервые я услышал шофар в Москве 1990 году. Тогда на изломе перестройки пошла мода на иудаизм и я в канун Рош а-Шана оказался в Марьинской синагоге. Заезжие хабадники приобщали евреев-студентов окрестных вузов к вере отцов.
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

Они-то впервые и продемонстрировали мне трубление в этот замечательный инструмент. Первой моей реакцией был… смех. Я еле сдержался, ведь под впечатлением Торы ожидал чего-то величественного. «И вот на третий день при наступлении утра были громы, и молнии, и звук шофара весьма сильный, и вздрогнул весь народ, который в стане. И вывел Моше народ навстречу Б-гу из стана, и стали у подножия горы. А гора Синай дымилась от того, что сошел на нее Всесильный в огне, и восходил дым от нее, как дым из печи, и содрогалась вся гора очень. И звук шофара становился сильнее и сильнее». Впечатляет? А тут… Пи-пи-пи-пи-пи-пи, ту-у-ту-у-ту-у, пи-пи-пи-пи-пи-пи… То ли кудахтанье, то ли плач. Величия не было. Но было что-то тревожащее, необычное, заставляющее задуматься.

Мне захотелось разобраться поглубже. Уже не раз я обращал внимание, что еврейская культура — не торжественная. В ней нет воздействия на психику музыкальными звуками или визуальными образами. Чтобы проникнуться еврейской культурой, надо научиться сочетать эмоции с разумом, видеть за обычаями то, что эти обычаи призваны символизировать. То же самое и с шофаром. Это не орган в католическом соборе. Он не должен вызывать благоговение или трепет. Но каждый его звук не случаен. Это как код, который надо научиться разгадывать.

Поиски привели меня к каббале. Каббала удивительным образом всё расставляет на свои места. Она объясняет, что суть еврейской культуры — это не обряды или обычаи, а внутренние изменения. Духовный путь человека, ведущий его к слиянию с общей единой силой, действующей во Вселенной. В начале этого пути человек ощущает, что существует сам по себе, отделенный от окружающего мира стеной своих желаний и страстей. Но постепенно, шаг за шагом, начинает чувствовать, что он и окружающий его мир взаимосвязаны, пронизаны мириадами взаимных зависимостей, неразделимы, едины.

На каждом шагу с ним происходят удивительные трансформации, все более приближающие его к истинной картине мироздания. А символизируют эти трансформации… еврейские обычаи. Именно с их помощью мудрецы, жившие тысячи лет назад, передали нам свои указания. Не исключение и шофар. Те самые странные звуки — они не случайны. Они указывают, как свои качества привести в соответствие со свойствами той общей силы.

Длинный звук — это стремление почувствовать мир единым. А звук короткий и прерывающийся — преодоление своей обособленности, желания замкнуться лишь на себе. И оба этих звука переходят в третий, особый звук, символизирующий сочетание общего и частного, гармонию, к которой удалось прийти.

В трублении в шофар ещё много нюансов. Все они обретают смысл тогда, когда слушающий их человек соотносит их с собой. Само слово «шофар» созвучно арамейскому слову «шуфра» — важность. Важность духовного поиска, важность постижения действующих в мироздании сил. Это и есть самое главное. А не впечатление красивым звучанием. Это заложили в шофар наши мудрецы.

А еще они сказали, что как звук шофара разносится на далёкое расстояние, так и тайная наука, каббала, должна стать достоянием всего народа и более того — всего человечества. Раскрыть всем свою мудрость. Как каждый человек в Рош а-Шана начинает новый этап, так и весь мир сейчас стоит накануне общего духовного подъема. Все катаклизмы, все кризисы, сотрясающие человечество, призваны заставить его переосмыслить свое существование. Это звук шофара, звучащий все громче и громче, тревожащий нашу душу и заставляющий задуматься.