Кому нужна молитва — Богу или человеку?

Новый год, как мне с детства было известно, — это ёлка, снег и Дед Мороз. А шофар, рыба и яблоки в меду — это совсем другой праздник и называется он "Рош а-Шана". 
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

Наш новый год израильтяне вообще не празднуют, и только полиция проявляет повышенное внимание к водителям в ночь на первое января.

В еврейской же традиции существует целых четыре новых года. Новый год животных, новый год деревьев, новый год правления царей и «голова года» — новый год общего исчисления лет и суда над людьми. Перед вынесением же судебного приговора, принято каяться и просить прошения за все совершенные и несовершенные за год грехи, а также превозносить доброту суда и уповать на его милосердие.

Казалось бы, вполне логично и по-человечески понятно. Чтобы приговор на следующий год был мягче, надо убедить судью в том, что подсудимый вину свою осознал и страстно желает исправиться. Да и подольститься не помешает, авось смягчится сердце судьи от произнесенных в его адрес благословений.

Все было бы так, если бы речь шла о человеческом суде, но суд-то Высший, а пред высшим судом есть ли смысл лукавить — каяться в грехах, которые не совершал и благодарить за милосердие, которого не видел? Ведь текст покаянных молитв включает в себя «убивал, воровал, лжесвидетельствовал» и многое другое, чего я не только не делал, но даже и не помышлял. Да и много ли милосердия видел я в прошедшем году от Всевышнего — за что благословлять? Так вот, нужна ли Богу лицемерная молитва?

Во-первых, это еще вопрос — кому нужна молитва — Богу или человеку, который ее произносит? Бог вряд ли нуждается в наших просьбах, или в нашем почитании, тем более лицемерном. Значит человеку тогда тоже, нет смысла притворяться перед собой. Ведь чтобы искренне покаяться во всех смертных грехах, я должен ощутить себя по-настоящему виновным во всех бедах этого мира. При этом сказано, что «злодеям их грехи представляются тоненькими, как волосок, а праведникам — толстыми, как тележные оглобли».

Видимо мера греха определяется не тем, что совершил человек, а тем, на какой ступени развития он находится. Чем ниже, тем мельче его грехи, а чем выше, тем труднее выносить ему свои самые, казалось бы, незначительные прегрешения. Прегрешения относительно людей, потому что Творца невозможно обидеть, как не может муравей обидеть человека.

И все же, зачем мне брать на себя все эти перечисленные в покаянной молитве грехи? Что должен я из этого понять? И почему это необходимо делать перед началом следующего года? Вот тут-то и кроется ответ. Это нужно  для того, чтобы следующий год был действительно новым, а не просто следующим — обычным годом в череде одинаковых лет. При этом год ­— не обязательно временной цикл.

Новый год — это символ обновления, перехода на следующий уровень развития — осознания своей ответственности. Ответственности за то, что происходит со мной и с миром вокруг меня. Когда понимаешь, что судьба пошита каждому из нас абсолютно точно по его индивидуальному, неповторимому размеру. И она ставит перед человеком только те задачи, которые именно он и никто другой способен решить, и предоставляет ему столько любви, сколько он может передать другим.