Эксперимент показал: богатые более аморальны

Американский психолог Пол Пиф из Калифорнийского университета провел серию экспериментов, которые наглядно продемонстрировали: богатые люди более аморальны, чем бедные.
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

В своем выступлении на платформе TED он рассказал о социальном эксперименте, проведенном им в университете Беркли. Психолог произвольным образом отобрал 100 пар студентов, которым предложил сыграть в "Монополию". Подкидывание монеты определило, кто из двух студентов будет играть роль богатого игрока, а кто бедного.

"Богатый" получал ряд привилегий – изначально ему давалось в 2 раза больше денег, и он мог кидать кубики 2 раза подряд. Поведение игроков наблюдалось с помощью скрытой камеры.

Выяснилось, что уже на первых 15 минутах игры поведение игроков существенно изменилось. "Богатый" игрок начинал демонстрировать все признаки доминирования. Он становился бесцеремонным, громко стучал фишками по доске, отпускал пренебрежительные замечания и даже брал себе больше печенья из корзины на столе. И все это развивалось в нем всего лишь за 15 минут игры.

После игры «богатый» объяснял свой успех своими правильными действиями, забывая, что на старте имел значительное преимущество по сравнению с «бедным».

По мнению Пифа, примерно так же ведут себя богатые люди и в жизни. Чем большим состоянием они обладают, тем меньше сочувствия проявляют по отношению к бедным. Проведя десятки исследований с участием тысяч людей, психолог утверждает, что увеличение богатства и статуса в обществе приводит к увеличению сфокусированности на себе, уменьшению сострадания, проявлений альтруизма и этического поведения. При этом ими оправдывается жадность и погоня за личной выгодой.

В ходе другого эксперимента богатым и бедным участникам раздали по 10 долларов, сказав, что они могут либо оставить эти деньги себе, либо, если захотят, поделиться ими с незнакомым человеком. Выяснилось, что люди, зарабатывавшие в год от 15 до 25 тысяч долларов, жертвовали деньги на 44% больше, чем те, чей годовой доход составлял 150-200 тысяч долларов.

В следующем эксперименте испытуемых оставляли одних в комнате, где на столе стояла ваза с конфетами, сказав между делом, что это конфеты для детей, участвующих в эксперименте в соседней комнате. Наблюдения показали, что богатые люди в два раза чаще, чем бедные, брали конфеты из «детской корзинки».

Также люди с более высоким достатком гораздо чаще нарушали правила дорожного движения, проявляли асоциальное поведение во всех областях – не считались с интересами других людей, обманывали и вводили в заблуждение на переговорах, и даже демонстрировали готовность брать взятки и нарушать закон.

Практически все проведенные эксперименты однозначно показали, что разрыв между бедными и богатыми наносит обществу огромный вред. И это на фоне беспрецедентной для США ситуации, когда, по словам Пифа, 20% наиболее богатых американцев владеют 90% всех богатств страны.

Нарастающее неравенство практически похоронило американскую мечту - равные возможности для всех. И дело тут не в людях, оказавшихся на дне. Разрыв между богатыми и бедными ухудшает жизнь общества по всем параметрам для всех групп. Чем он больше, тем больше проблем с образованием и здравоохранением, выше процент заключенных и наркозависимых, количество матерей-тинейджеров. Больше насилия и обмана и меньше доверия и взаимопомощи, без которых общество не может нормально развиваться.

Решение проблемы, по мнению Пола Пифа, заключается в увеличении количества богатых людей, готовых отчислять часть своих доходов на социальные нужды. Психолог даже процитировал Билла Гейтса, сказвшего, что главный успех человечества - не в открытиях, а в том, чтобы использовать их для победы над неравенством.

На этой оптимистической ноте можно было бы поставить точку. Если бы не одно обстоятельство: любые благие намерения богачей, как, впрочем, и бедняков, разобьются об их же эгоизм.


Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
The Book
6 лет назад

"... любые благие намерения богачей, как, впрочем, и бедняков, разобьются об их же эгоизм"
Вероятно, богатые в большинстве случаев становятся богатыми из-за эгоизма - НО вот бедные (цитирую из Вашей статьи!) стабильно более альтруистичны! Значит, можно предположить наличие некоторого, не обязательно ВРОЖДЁННОГО стимула к ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ (не эгоистичному) поведению.
Талмуд - совершенно искаженно толкуемая книга - содержит Притчу о причинах продолжающейся власти эгоизма над душами людей. Если бы РАШ"И не скрыл от нас смысл этой притчи при помощи своего "объяснения" двух понятий, введённых Талмудом в самом начале этой притчи, мы бы уже давно могли бы начать становиться Светом для Человечества... РАШ"И совершил (завершил?) революцию против Гуманистической и Светлой книги - Талмуда - при помощи следующего, сознательно придуманного "объяснения": "Камца и Бар-Камца это имена двух евреев". Если бы мы знали, чтО предлагает Талмуд в качестве средства для борьбы с человеческой склонностью к эгоистическому поведению, мы бы уже перестали участвовать в поддержании и в расширенном воспроизводстве Ада на Земле. Это средство Талмуд предлагает нам в совершенно понятных словах Притчи о Камце и Бар Камце, словах, которые будут понятны нам если мы перестанем читать их привычным нам "способом".

Те, кто может читать на иврите, могут прочитать НЕМНОЖКО из того, что написано в книге "Bar Kamtza. 2007" о СУТИ Притчи о Камце и Бар-Камце, - прочитать в коротенькой цитате - например, на этом сайте:
https://barkamtza2007.blogspot.com/ncr .
Для тех, кто захочет узнать хоть несколько слов из того, что написано в упомянутой короткой цитате, скажу так: Слова "Бар Камца" означают "сын того, кто встал и ушёл [КАМ и яЦА]". Смысл всей этой притчи о причинах краха морали, приведшего к краху общества (и Храма, как следствие), содержится в объяснении Раби Йоханана, которое предшествует тексту притчи "О Камце и Бар-Камце": Тот, кто превращает своё сердце в камень, попадёт в беду станет плохим человеком.
הַמָקשֶׁה לִבּוֹ יִפּוֹל בְּרָעָה
Бар Камца - Сын Того, Кто ВСТАЛ и УШЁЛ, - был приведён на пир тем, кто был слугой народа (в притче у этого персонажа (НАРОД) нет имени - использовано слово ЧЕЛОВЕК - гавра на арамейском языке). Этот "ЧЕЛОВЕК" не согласился с тем, что Бар Камца СИДЕЛ на пиру (где все обычные люди ЛЕЖАЛИ, а сидели только УЧИТЕЛЯ, ВОЖДИ народа), и силой ПОДНЯЛ его и вытащил с пира.

В упомянутой короткой цитате разъяснён также и смысл самых последних слов и строк притчи о причинах разрушения Вселенной. Притча описывает Б-га, который своими слезами потчует Иудеев и Христиан, которые СИДЯТ и пируют, а перед ними СТОИТ плачущий Б-ог. И Талмуд заканчивается на простом и понятном объяснении: "В это ВРЕМЯ сам собою, из-за измены двух религий своему предназначению - нести СВЕТ Божье-й заповеди "Делайте добро!" - был подписан (ими самими) приговор". И Талмуд дополняет: "Из-за двух фитилей в ОДНОЙ свече, которые должны были нести Божи-й СВЕТ, но отказались делать это и лишь пировали, не обращая внимания на то, что Б-Г плачет перед ними из-за того, что они только пируют, а свет ЕГО Заповеди "НЕ ДЕЛАЙ ЗЛА НИКОМУ!" НЕ РАЗНОСЯТ ПО МИРУ - ИЗ-ЗА ЭТОГО "САМ СОБОЮ ПОДПИСАЛСЯ" ПРИГОВОР".
נתחתם! לא נכתב "נחתם על ידי מישהו" אלא נתחתם בעצמו
В ивритском тексте использавано для объяснения причины катастроф и варварства, происходящих на Планете, не существующее в иврите слово "подписался" сам собою - т.н. ВОЗВРАТНАЯ форма действия. Например, "оделся", "умылся" - т.е. применил действие к самому себе, оделся САМ. БЕЗ УЧАСТИЯ ВНЕШНИХ СИЛ.

УЖАС, ТВОРЯЩИЙСЯ НА ПЛАНЕТЕ, ПРОИСХОДИТ "САМ", ИЗ-ЗА ТОГО, ЧТО ЛЮДИ ДАЖЕ НЕ СТАРАЮТСЯ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПРИЧИНЕНИЯ ЗЛА.
Очень простая притча, написанная очень простым и понятным языком - если читать её свежим взглядом. (Но, конечно, читать её надо на языках, на которых она была написана её авторами - на арамейском и иврите).

Бэ-кицур: всё очень просто! Просто-напросто не причиняйте никому вред. Даже если от этого пострадает ваша выручка или прибыль.

Да, и ещё одно... Рассказывайте это (эту заповедь) всем и каждому. Всё время! Постоянно!...

-------------------------

Все знают, что ЗЕЛОТЫ (БИРЬЁНИМ בריונים) сожгли все запасы в осаждённом Иерусалиме... Но никто из старых мастеров до сих пор не знает, что слово БИРЬЁН специально ПРИДУМАНО для этой притчи и что его прямой и понятный любому, кто знаком с книгой Псалмов (תהילים), смысл очень прост но ОЧЕНЬ МНОГОЗНАЧИТЕЛЕН и совершенно естественен в контексте сюжета Притчи о разрушении Храма: бирьён в буквальном переводе означает "Сын ТЬМЫ".

בריון = בר-יוֵן, בן-בוץ: בן-חושך -- יוֵן ולא יוָן
[ бирьён = бар-явЭн, а не бар-явАн (т.е. — сын грязи (ила), а не сын Греции) ]

Все знают, что Второй Храм был разрушен из-за "беспричинной ненависти", но никто не знает, что общепринятое "объяснение" смысла этого понятия (также придуманного авторами Талмуда) совершенно и полностью не соответствует и даже в корне противоречит тому объяснению этого термина, которое дали сами авторы Талмуда! Понятие שנאת חינם появилось в Талмуде в трактате Йома 9Б - но, как всегда в Талмуде, его объяснение дано в совсем другом месте - и даже в совсем другом трактате!
Написано в притче о Камце и Бар Камце: мудрецы, знавшие Желания Б-га, предложили ПОКИНУТЬ Иерусалим и пойти к осаждающим его Римлянам ДЛЯ ТОГО, чтобы СДЕЛАТЬ В НИХ МИР. Так и написано: сделать В НИХ мир. Но Дети Тьмы не только НЕ ДАЛИ мудрецам выполнить желание Б-га, но и ПОДНЯЛИСЬ НА НИХ войной (в конце которой в Иерусалиме уцелели только три мудреца и при этом одного из них хотели убить, как и всех остальных - это описано и подчёркнуто в сцене проверки у ворот города). Но для понимания объяснения смысла понятия "Беспричинная ненависть" (в оригинале - БЕСПРИБЫЛЬНАЯ ненависть) важно не это, а самое начало событий, важно то, что произошло ДО начала войны и всего последующего, вызванного ею.

Написано: В ответ на предложение Мудрецов ПОКИНУТЬ Иерусалим для того, чтобы сделать МИР В гоях, Сыны Тьмы сказали "НЕТ, мы выйдем из города чтобы учинить (СДЕЛАТЬ!) в НИХ войну!". Всем - всем до единого - было ясно, что война против Римской ИМПЕРИИ бессмысленна, проигрышна, что начавшие воевать с Римом окажутся в проигрыше, без "прибыли", что такая война будет "бесплатной" (без пользы). На иврите все эти смыслы очевидны любому, кто знает значение слова חינם или לחינם... Работал задаром, напрасно... Воевали напрасно, задарма... Смысл понятия Бесплатная (бесполезная) Ненависть совершенно ясен не только исходя из очевидного контекста этих строк Притчи о причинах разрушения Храма, но и из прямого текста этой притчи: Дети Тьмы настолько сильно ненавидели Римлян (гоев), что были готовы вести бессмысленную (даровую) войну, обречённую на поражение. Ненависть к гоям разрушила Храм - бессильная ненависть к гоям... Не беспричинная ненависть евреев к евреям, а бессмысленная ненависть ТЁМНЫХ Людей к гоям разрушила Небесный Иерусалим.