Что происходит в еврейском шалаше

Как-то раз я услышал шутку, что суть еврейских праздников можно выразить фразой: «нас хотели убить, но у них не получилось, так давайте же как следует поедим».
сукка, Суккот
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

Поначалу эта шутка казалась мне смешной. Но позже, познакомившись с еврейской традицией, я понял, насколько на самом деле все обстоит сложнее и интереснее.

Оказывается, ритуалы еврейских праздников содержат в себе зашифрованную информацию о том, как меняется внутренний мир человека в процессе его духовного развития. Любое развитие предполагает изменение. Это, возможно, не всегда комфортно, но без развития не может быть никакого качественного самосовершенствования, никакого движения вперед. Невозможно изменить течение своей жизни, не меняя себя.

Многих людей, однако, все устраивает, и они ничего не хотят менять. Но тот, кто готов к изменениям, кто хочет почувствовать в своей жизни новые движущие силы, увидеть новые горизонты, тот может почерпнуть, из правил проведения еврейских праздников, много интересной информации.

Возьмем, к примеру, праздник Суккот. Его название происходит от слова «сукка» - своеобразный шалаш крытый сухими ветвями - в котором принято есть и даже спать на протяжении праздника. Что же означает это предписание – оставить свой постоянный дом и жить (или хотя бы только принимать пищу), во временном шалаше?

Это не только память о том, что отцы наши блуждали в пустыне и не было у них постоянных домов, как принято считать в простом, народном толковании. Это знак того, что духовный путь предполагает выход из привычного мировосприятия, из устоявшейся, надежной жизненной позиции.
«Жизнь в шалаше» - это внутренне состояние, когда человек производит переоценку ценностей, вырабатывает новые жизненные установки, так как прежние уже перестали отвечать его потребностям.

Сделать такой внутренний шаг сложнее, чем просто спуститься во дворик и с аппетитом покушать на свежем воздухе, хотя, само по себе это тоже не плохо. Однако без этого шага не может начаться духовный рост.

То, что праздник Суккот символизирует начало пути, понятно из того, что он следует за Йом Кипур - Судным днем, когда, как принято считать в народной традиции, человеку выносится приговор свыше на весь следующий год по итогам года предыдущего.

На самом деле человек должен сам судить себя, а «приговор свыше» означает стремление достичь некоторое более возвышенное состояние. И для этого человек должен перестать довольствоваться своим сегодняшним состоянием, как бы отказаться от него, что символизируют пост и другие ограничения Судного дня.

Но вернемся к нашим шалашам. Самая ответственная часть постройки  праздничного шалаша - сукки - это "схах", специальный настил, который кладется сверху на четыре стены. Сами стены могут быть сделаны из любого материала, но «схах» должен соответствовать строгим правилам. Располагаясь между небом и человеком в сукке, он символизирует связь со следующей ступенью нашего духовного развития. Правила его изготовления аллегорически описывают действия человека, необходимые для того, чтобы верно построить эту связь.

Согласно традиции, для изготовления «схаха» подходит только то, что вырвано из земли, полностью высохло и не может принести никакой пользы. Другим словами это мусор: сучья, ветки, солома. Почему же символ связи с чем-то возвышенным должен строиться из мусора? Казалось бы, наоборот, надо использовать ценные материалы: ковры, шелка, дорогие ткани…

Но дело в том, что речь идет о внутренних ценностях человека. А что мы ценим больше всего в нашей обычной жизни? Себя, свой комфорт, душевный покой, близких людей, без которых нам одиноко, друзей и единомышленников, которые нас понимают. То есть все самое ценное в глазах человека расположено вокруг него любимого, и это так естественно, как воздух. Так было всегда, поэтому такое состояние называется «жизнь в постоянном доме».

Однако начало духовного пути предполагает смену ценностей, внутренний переворот, когда наиболее значимым для человека становится то, что до сих пор было не важным. И это называется «временное жилище».

Раньше, когда «схах» не производился фабрично, он делался из отходов гумна и винодельни. Хлеб – это символ того, что необходимо для существования, а вино – это символ радости. Две важные вещи в нашей жизни. И в отношении к ним происходит кардинальная смена приоритетов. От погони за тем, что нужно для собственного существования, человек переходит к поиску того,  для чего существует он сам, от поиска радости для себя - к желанию доставить радость другим.

Так человек выстраивает связь со своей следующей ступенью. И это дает ему силы для движения вперед. Связь эта пока слабая  схах, пропускает лишь "свет крупных звезд", но уже постоянная. Она питает человека на духовном подъеме, как пуповина матери питает плод, зреющий в ее чреве.

Вот что происходит в суке, если она построена не только во дворе, на балконе, или на крыше, но и в сердце человека. Есть в символах праздника и многое другое, но обо всем в одной статье рассказать невозможно. А потому, радостного нам всем праздника и хорошего аппетита!


Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии