Черный ворон, Поэт и смысл жизни

Я должен вам ответственно заявить, что смысл жизни действительно существует. Он представляет собой вполне определенную цель, к которой движется как все человечество в целом, так и каждый отдельный человек.
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

Здравствуйте друзья! Я рад, что вы пришли! Приветствую вас всех, хотя понятно, что вы будете заходить и читать по одному. Все равно. Я приветствую каждого вошедшего, как еще одного, не остывшего окончательно в чувствах своих к этой жизни человека, продолжающего пытаться что-то в ней понять. Но обращаться к вам буду так, словно здесь сейчас собралась вся группа «Светлой памяти Алукер Н.С.».

Будем считать, что вы все зашли сюда с надеждой понять, действительно ли существует в жизни и судьбе каждого человека, кем бы он ни был, некий реальный смысл, делающий необходимым его рождение и существование в нашем мире. И если так, то мне, в самом деле, есть, что сказать. Во всяком случае, после прочтения этого моего обращения к вам, вы наверняка задумаетесь, возможно, даже захотите узнать больше. Тогда наш разговор может быть продолжен, но не здесь, а через электронную почту.

Но вначале я хочу вам кое-что напомнить из нашей юности. Все мы, как бывшие ученики одного по-настоящему большого педагога – Нелли Семеновны Алукер, не можем не помнить какую важную роль в нашем воспитании, как личностей, сыграла художественная самодеятельность вообще и стихи Андрея Вознесенского, в частности. Именно со стихов Вознесенского, с самого памятного для нас всех, знаменательного, ключевого отрывка из поэмы «Оза» я и хочу начать разговор. Давайте вспомним, для начала, то, что в какой-то мере связывает нас всех и сегодня, уже целых 35-45 лет.

 Из поэмы «Оза»:

В час отлива, возле чайной

я лежал в ночи печальной,

говорил друзьям об Озе и величьи бытия,

но внезапно черный ворон

примешался к разговорам,

вспыхнув синими очами,

он сказал:

«А на фига?!»

 

Я вскричал: «Мне жаль вас, птица,

человеком вам родиться б,

счастье высшее трудиться.

полпланеты раскроя…»

Он сказал: «А на фига?!»

 

«Будешь ты, великий ментор,

бог машин, экспериментов,

будешь бронзой монументов

знаменит во все края…»

Он сказал: «А на фига?!»

 

«Уничтожив олигархов,

ты настроишь агрегатов,

демократией заменишь

короля и холуя…»

Он сказал: «А на фига?!»

 

Я сказал: «А хочешь — будешь

спать в заброшенной избушке,

утром пальчики девичьи

будут класть на губы вишни,

глушь такая, что не слышна

ни хвала и ни хула…»

Он ответил: «Все — мура,

раб стандарта, царь природы,

ты свободен без свободы,

ты летишь в автомашине,

но машина — без руля…

 

Оза, Роза ли, стервоза —

как скучны метаморфозы,

в ящик рано или поздно…

Жизнь была — а на фига?!»

 

Как сказать ему, подонку,

что живем не чтоб подохнуть, —

чтоб губами чудо тронуть

поцелуя и ручья!

 

Чудо жить необъяснимо.

Кто не жил — что ж спорить с ними?!

Можно бы — да на фига?!

Вспомнили? Эти стихи, как прививка от кори, были введены в наши юные души. И пока прививка действовала, мы были уверенны в своей высокой нравственности, уверены в том, что живем честно и правильно. Но главное, мы полностью, на все 100% были согласны с поэтом, что «Чудо жить необъяснимо. Кто не жил — что ж спорить с ними?!».

А жизнь тем временем шла своим чередом. Мы все были заняты решением каких-то проблем, многие разлетелись по миру. Даже наш любимый педагог не избежала этой участи. Уверен, что жизненных трудностей было достаточно на пути каждого из вас. Вознесенский же, с его стихами, осел где-то глубоко в памяти, лишь изредка заставляя о себе вспоминать. Вероятнее всего, именно так проходила жизнь каждого, кто сейчас читает эти размышления.

Так жил и я. Но однажды все резко изменилось. Никогда мне не забыть этот день и те необычные ощущения, которые вдруг начали проявляться во мне где-то в области сердца.

Это случилось зимой 2017-го года. Через несколько дней после того, как мои близкие собрались, чтобы отметить мое 59-летие. Как-то вечером, перед сном, мне захотелось что-нибудь почитать. Я начал осматривать книжную полку и выбрал одну небольшую книжечку, которую несколько месяцев назад подобрал на улице. С тех пор она ждала своего часа среди других книг. В ней были собраны интервью данные человеком, с которым однажды, в 2001-м году, когда он еще не был известен во всем мире, мне даже довелось побеседовать.

Это были интервью д-ра Михаэля Лайтмана, данные нескольким известным российским тележурналистам и деятелям искусства – журналисту и телеведущему Дмитрию Диброву, теле- и радиоведущей Ксении Стриж, кинорежиссеру, продюсеру и сценаристу Валерию Тодоровскому, журналисту и телеведущему Владимиру Молчанову, ведущей актрисе театра им. Вахтангова Юлии Рутберг, режиссеру театра и кино Владимиру Мирзоеву.

Короче говоря, я начал читать эти интервью и вскоре со мной стало происходить нечто необычное. Что именно, я вам рассказывать не буду, во всяком случае, не в данный момент. Главное, что в результате передо мною снова встал во всей своей непостижимости все тот же вечный вопрос без правильного ответа – вопрос о смысле жизни. Прививка юности больше не защищала.

Я вынужден был заново начать поиски ответа на этот вечный вопрос. К счастью для меня, то необычное, испытанное мною состояние, само по себе уже было подсказкой в том, как же мне теперь быть, где искать ответ и найду ли я единомышленников в этом процессе. И я нашел – и ответ и товарищей «по несчастью», которые также успели помучиться вопросом о смысле жизни в той или иной форме.

Через два месяца я уже был студентом самого крупного в мире (по количеству филиалов) учебного заведения, действующего более, чем в 70-ти, а возможно уже и 80-ти стран мира, называемого Международная академия каббалы.

Академия является некоммерческой организацией, основная задача которой – распространение фундаментальных знаний о системе мироздания и природе человека, способствующих позитивному изменению человечества и нахождению оптимального пути развития цивилизации.

Вот так, не больше, не меньше.

Короче говоря, у меня нашлось достаточно сил и терпения, чтобы пройти в ней полный курс обучения (с ежедневными занятиями в течение года). Поэтому сегодня я по-новому смотрю на окружающий нас мир, иначе понимаю, ради чего мы все существуем, и к чему движемся (каждый по отдельности и все человечество в целом).

Позже вы поймете, зачем я об этом рассказываю.

Однако, прежде всего, как человек закончивший академию со столь непривычным для наших ушей названием, я хочу подтвердить, что настоящая каббала – это действительно наука. Как и в любой естественной науке, в каббале исследуются объекты определенной категории. Речь идет обо всем мироздании в целом и его частях, о месте и предназначении человека в этой системе.

Каббала не имеет отношения к магии, колдовству, гаданиям и религии. Каббалисты не верят ни в чудеса, ни в амулеты, но они с легкостью могут объяснить происхождение и смысл всех этих и многих других явлений (вообще абсолютно все, все мелочи) которые наполняют нашу жизнь.

Свои исследования каббалисты осуществляют при помощи специального устройства (органа ощущений), которое в повседневной жизни все мы называем “шестое чувство”. Существует специальная методика для его формирования в человеке. Это очень трудоемкая работа, требующая ежедневных больших усилий в течение нескольких лет в группе под руководством опытного каббалиста. Представители привычных для нас классических естественных наук таким устройством для проведения опытов не обладают и потому не имеют возможности представить себе, что представляет собой в действительности наш мир.

Правда, некоторые представители классических наук, начиная с древнегреческих философов, изучали основы каббалы и пытались приспособить эти знания для повседневной жизни современного им общества. По сути, вся древнегреческая натурфилософия произошла от каббалы. Само слово “философия“ является переводом с древнего иврита на древнегреческий язык слова “каббала“. История сохранила нам некоторые письменные документы, подтверждающие этот факт. К сожалению, натурфилософы того времени позволяли себе самым бесцеремонным образом искажать суть Высших законов природы, ранее открытых каббалистами.

Изучали каббалу и некоторые средневековые мыслители, затем ученые и деятели культуры эпохи возрождения и так далее вплоть до нашего времени. Вот некоторые имена:

Раймонд Луллий (1235-1315) – философ и писатель. Развивал учение о логике, заложил основы комбинаторики. Описал возможную конструкцию логической машины. В ХХ-м веке разработка его идей привела к созданию шифровальных машин, а потом и компьютера.

Марсилио Фичино (1433-1499) – итальянский гуманист, философ, неоплатоник.

Иоган Рейхлин (1455-1522) – немецкий гуманист и филолог. Служил советником императора Германии и был близок к главам Платоновской Академии. Согласно трудам Рейхлина, ново-пифагорейское учение было тесно связано с каббалой.

Джовани пико делла Мирандола (1463-1494) – итальянский ученый эпохи Возрождения. Учился в трех университетах, владел ивритом и арабским. Исследовал каббалистические труды, Ветхий завет и Коран. Издал в 1486 году в Риме «Философские, каббалистические и теологические заключения».

Николай Коперник (1473-1545) – польский астроном, доказавший на основе результатов наблюдений вращение Земли и других планет вокруг Солнца.

Теофаст Парацельс (1493-1545) – псевдоним, настоящее имя Филипп Ауреол Теофаст Бомбаст фон Гогенхайм. Швейцарский врач и естествоиспытатель, один из инициаторов применения химических лечебных препаратов в медицине.

Мишель Эйкем Монтень (1533-1592) – французский мыслитель, юрист, политик.

Джордано Бруно (1548-1600) – итальянский ученый, философ, поэт и астроном. Сожжен на костре по приговору святой инквизиции.

Томмазо Кампанелла (1568-1639) – итальянский поэт, философ, политический деятель, создатель коммунистической утопии.

Джон Мильтон (1608-1676) – один из величайших поэтов Англии, крупнейший публицист и деятель Великой английской революции.

Исаак Ньютон (1643-1727) – английский ученый, заложивший основы классической физики. Сформулировал основные законы классической механики, в том числе открыл закон всемирного тяготения.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) – выдающийся немецкий философ, физик, математик, историк и дипломат.

Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) — один из величайших деятелей культуры в мировой истории, писатель, поэт, драматург, мыслитель, гуманист, политик и ученый.

Курт Шпренгель (1750-1816) – немецкий врач и ботаник.

Уильям Блейк (1757-1827) – английский поэт и художник.

Франц Ксавер Баадер (1765-1841) – немецкий философ, врач, естествоиспытатель, представитель философского романтизма.

Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854) – один из виднейших представителей немецкой классической философии.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900) – русский философ, поэт, публицист, и литературный критик.

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) – русский философ и богослов.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – русский философ и публицист.

Рене Генон (1886-1951) – французский философ и писатель.

Луис Хорхе Борхес (1899-1986) – аргентинский писатель, известный лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о серьезных научных проблемах.

Здесь приведены имена лишь тех личностей, которые в той или иной форме сами писали об изучении ими каббалы и своем отношении к этой науке.

С 1995-го года начался период открытого распространения каббалы, как науки, в мировом сообществе. Я могу привести здесь еще один список, список наших известных современников, изучающих каббалу сегодня. Среди них будут имена докторов наук философии, психологии, ядерной физики и даже академиков. Но ограничусь только одним именем – академик Капица Сергей Петрович (умер в 2012-м году). Это тот самый человек, который долгие годы вел на советском телевидении известную передачу “Очевидное – невероятное”. Помните?

Так вот, после серии бесед с основателем Международной академии каббалы Михаэлем Лайтманом (родился у нас в Белоруссии, в городе Марка Шагала – Витебске), академик Капица назвал каббалу – “физика высшего мира“. Если вы откроете статью на Википедии об академике С. П. Капица, то можете прочесть такое его мнение в разделе “Взгляды“:

– “Я не исключаю, что наступит время, когда рядом будут стоять десять томов теоретической физики Ландау и шесть классических томов каббалы“. (Здесь, очевидно, под шестью томами каббалы подразумевается фундаментальный труд величайшего каббалиста ХХ-го века, рава Йегуды Ашлага – «Талмуд (Учение) десяти сфирот (свойств, качеств)».)

А теперь – о главном.

Я должен вам ответственно заявить, что смысл жизни действительно существует. Он представляет собой вполне определенную цель, к которой постепенно движется в процессе исторического развития, как все человечество в целом, так и каждый отдельный человек в течение своих жизненных циклов.

При этом мы все друг с другом теснейшим образом связаны. Все человечество в целом не может окончательно достигнуть цели, ради которой природа нас создала, пока каждый отдельный человек на Земле не достигнет нужного уровня внутреннего развития, т. е. той же цели.

На этом я прерываю объяснения.

На самом деле все это сложно и в двух словах не объяснишь. Многие тысячи страниц написаны каббалистами разных эпох о строении мироздания, функционировании его систем и месте человека в этой грандиозной системе. Сегодня уже составлены учебники для начинающих изучение каббалы, включая студентов высших учебных заведений. Есть множество книг предназначенных для первого общего знакомства с каббалой, рассказывающих как мощно и постоянно она воздействует на нашу жизнь, как вплетена в нее.

Возможно, что среди вас есть те, кого вопросы о смысле жизни, как и меня, как и многих других людей в наше время, уже сейчас самым серьезным образом волнуют. Но, в тоже время, мне теперь известно, что обычный человек не может самостоятельно найти правильные и полные ответы на главные вопросы о сути бытия.

Как правило, попытки самостоятельно решить для себя проблему смысла жизни заканчиваются тем, что человек или уходит в религию (христианство, ислам, буддизм и т. п.), или пытается как-то избавиться от навязчивых вопросов, достающих его изнутри (например путем погружения в работу или решение жизненных проблем, а то и при помощи пьянства, употребления наркотиков, бродяжничества, ухода в преступный мир и т. п.).

Желание стать верующим в такой ситуации является шагом вперед для внутреннего развития человека. Каждый, кто становится религиозным человеком не от полученного воспитания, не потому, что действительно верит, не потому, что его привлекает образ жизни верующих, а ради осознания смысла жизни, тот рано или поздно убеждается в невозможности получить от религии полностью удовлетворяющие его ответы.

Так вот. В моем сегодняшнем понимании большинство из вас, бывших учеников большого и незабвенного педагога – Нелли Семеновны Алукер, находится сегодня относительно близко от той черты, когда у человека пробуждается желание по-настоящему разобраться для чего он пришел в этот мир.

Я же считаю себя обязанным помочь вам сэкономить силы и нервы, сократить время поисков правильного направления пути, на котором вы найдете точные и по-научному развернутые ответы на все вопросы, связанные с этой темой.

Это может случиться с вами завтра, через год, через двадцать\тридцать лет, еще позже, но вероятность возникновения однажды неуемного желания понять свою суть, у вас у всех достаточно велика.

Изначально желание понять смысл своей жизни и смысл существования всего мира может проявиться у любого человека в самых разных формах (от внутренней пустоты, депрессии и полной потери интереса к прежней жизни и миру до совершенно непонятных удивительных картин, которые могут вдруг возникнуть на короткое время перед вашими глазами).

Разумеется, я здесь перечислил самые крайние случаи возникновения известных мыслей, но, в общем, их первоначальное пробуждение в человеке имеет исключительно индивидуальный характер. Буквально у каждого из нас все происходит по-особенному, хотя суть дела та же. Человеку почему-то вдруг становится важно понять, для чего ему дана жизнь и для чего существует мир.

Наша дорогая Нелли Семеновна, несомненно, так же задавалась вопросами смысла жизни. Об этом свидетельствуют некоторые ее речи во время ведения факультатива «этики и эстетики», которые остались у меня в памяти. Да и вы сами, наверняка, можете что-нибудь соответствующее вспомнить.

Нелли Семеновна не могла знать правильных ответов. Условия нашей «советской юности» сводили такую вероятность практически к нулю. Но она дала мощный толчок нашему внутреннему развитию. (Надеюсь, тут вы со мной полностью согласны.) Именно поэтому некоторых из вас еще, возможно, ожидают сюрпризы в жизни, подобные тому, что получил я сам.

Разумеется, не одна Нелли Семеновна размышляла в те давние годы о смысле жизни. Таких людей и в то время уже было много, особенно в среде творческой интеллигенции. Все большие поэты эпохи развитого социализма, например, так или иначе, мучились этими вопросами. Окуджава, Евтушенко, Вознесенский и другие пытались ответить на вопросы связанные со смыслом жизни.

По моим представлениям, очень близко на интуитивном уровне подошел к пониманию проблемы Владимир Высоцкий. У него есть, как минимум две песни, которые рассказывают нам о людях, осознающих, в чем заключается истина и желающих достичь общей для нас всех цели как можно скорее, несмотря на любые препятствия. (Эта цель того стоит, уверяю вас.). Хотя сам Высоцкий, к сожалению, не мог знать истинный, скрытый смысл некоторых своих стихов.

Этот разговор мы начали с Андрея Вознесенского. Давайте же попробуем вернуться к нему и его творчеству. Я полагаю, что Вознесенский тоже испытал на себе воздействие извечного, но неразрешимого вопроса о смысле жизни. И вопрос этот поэта хорошо помучил, поэтому он решил выплеснуть свои сомнения на почитающую его аудиторию. Для этого был создан образ «Черный ворон», который сегодня мы бы восприняли как «авторитета» преступного мира местного масштаба. Ему-то поэт и поручил громогласно озвучить свои собственные сомнения относительно понимания бытия.

Если я прав, то иначе Вознесенский поступить просто не мог. Попробуйте представить себе, как в середине 60-х годов ХХ-го века на сцену выходит очень уважаемый в обществе человек (поэт, писатель, артист, ученый, врач, спортсмен-рекордсмен, директор передового в технологическом и организационном плане производственного объединения, космонавт Юрий Гагарин, наконец) и открыто говорит:

Я перестал понимать, для чего мы существуем. Почему трудиться нужно непременно изо всех сил? Почему мы должны яростно содействовать победе демократии во всем мире? Почему в области научных изысканий и производительности труда мы должны непременно быть впереди планеты всей?

“На фига”, короче говоря.

Представили?.. Как вы думаете, какие последствия могло иметь подобное выступление этого наивного смельчака, кем бы он ни был? Вариантов последствий тут можно предположить много – от плохих до ужасных.

Черный ворон понадобился Вознесенскому по двум причинам. Он должен был озвучить сомнения, мучившие поэта и противостоять основным, всем нам известным по прошлой советской действительности, принимаемым в том обществе «позициям жизненной философии» оправдывающим ведение активного или пассивного образа жизни.

Сегодня я понимаю, что образ Черного ворона не мог быть правильно понят современниками Вознесенского. «Модернистский циник, разлагающий души людей», «собирательный аллегорический образ человеческих недостатков» – вот такими выражениями оценили его литературные критики.

Я же, сегодня, вижу в этом образе человека, который через многое прошел, видел эту жизнь в основном с изнаночной стороны и потому потерял веру в наличие смысла существования человечества в этом мире вообще. По моим представлениям Черный ворон хочет жить, но не просто так, а только ради истинной цели, о которой, увы, ничего пока не знает.

Давайте, еще раз обратим внимание на аргументы Черного ворона.

 Он ответил: «Все — мура,

раб стандарта, царь природы,

ты свободен без свободы,

ты летишь в автомашине,

но машина — без руля…

 

Оза, Роза ли, стервоза —

как скучны метаморфозы,

в ящик рано или поздно…

Жизнь была — а на фига?!»

Что хотите обо мне думайте, но человек, который не просто говорит о бессмысленности жизни, но в конце вопрошает – «зачем, ради чего» – уже не является просто циником, прожигателем жизни. Он выглядит таким, но лишь потому, что столкнулся с неразрешимой для себя проблемой.

Почему же никто не догадался до сих пор, в чем причина такого отношения к жизни у некоторых членов общества? Почему и в советском и в западном обществе таких людей считали либо нигилистами, либо психически ненормальными?

Потому что, чтобы понять таких людей значительная часть любого общества должна не только пережить подобные состояния непонимания смысла жизни, но затем, в конце концов, раскрыть для себя и других этот самый смысл.

А вот здесь и заключена главная проблема. Люди, сумевшие «докопаться» до истинного смысла жизни, в небольших количествах жили во все времена, но ни в одном развитом человеческом обществе за последние две тысячи лет их не были готовы понять и, соответственно, осознать цель нашего существования на Земле.

Так что такого особенного говорят эти странные не понимаемые люди о человечестве?

…раб стандарта, царь природы,

С таким выводом еще может, пожалуй, согласится каждый, кто серьезно задумается о принятых в обществе нормах поведения людей и правилах их взаимоотношений. Но вот дальше…

 …ты свободен без свободы,

ты летишь в автомашине,

но машина — без руля…

Вот оно, то зернышко истины, вокруг которого построен весь диалог поэта с обывателем-нигилистом, который к тому же еще и фаталист.

Здесь настал момент, когда я вынужден вызвать у вас всех удивление и непонимание. Я утверждаю, что Черный ворон прав и я с ним полностью согласен.

Дело в том, что наша судьба во многом предопределена. Каждый из нас рождается с индивидуальным комплектом потенциальных качеств, хоть чем-то отличающихся от комплектов качеств всех остальных людей. Детство наше проходит в окружении людей, которые способствуют развитию одних качеств и подавлению других. Формирование личности человека является результатом этих процессов при воздействии дополнительных внешних факторов. Поэтому, к моменту окончания школы уже в принципе понятно кто на что способен и кому к чему следует стремиться. Во всяком случае, опытный педагог, каким была наша Нелли Семеновна, способен правильно оценить характер и способности любого выпускника и подсказать ему направление для дальнейшего образования.

В нашем мире принято ставить в пример людей, которые многого добились в той или иной сфере человеческой деятельности. Образцом для подражания становятся для нас характеры и биографии великих военачальников, ученых, деятелей искусств, спортсменов, инженеров и конструкторов. Но никто не задумывается о том, что все эти люди добились великих свершений благодаря заложенным в них при рождении качествам. Конечно, к этим качествам каждый из них должен был впоследствии приложить много труда, но если б не было им дано изначально природой сочетания из определенных, важных для дела качеств, то не добились бы они великих свершений.

Так что заслуги всех выдающихся и великих мира сего в значительной степени заранее предопределены.

Однако никакие великие свершения сами по себе не приближают к цели существования ни того, кто их добился, ни все человечество в целом. Смысл жизни для каждого человека заключается в том, чтобы за время своего существования в нашем материальном мире добиться как можно более глубоких изменений в своем внутреннем душевном состоянии. Иначе говоря, человек за время жизни должен стремиться пройти как можно более серьезную внутреннюю эволюцию.

Все люди подвержены процессу внутренней душевной эволюции, но в своем подавляющем большинстве об этом даже не догадываются. Никто в течение жизни не ощущает в себе никаких изменений (или почти никаких), кроме взросления, а потом старения. Все мы неосознанно движемся по единому пути, в основном медленно, даже очень медленно, хотя некоторые идут чуть быстрее. В то же время, во всех поколениях жили мудрецы, которые продвигались по тому же пути развития осознанно и быстро за счет изучения и использования Высших законов природы.

У каждого человека есть возможность перейти на осознанный и быстрый путь внутреннего развития, вне зависимости от той стадии развития, на которой он в данный момент находится. Но обычно подобные решения принимают только те, кто уже мучается вопросами о смысле жизни.

Тот, кто начинает интересоваться осознанным путем развития, в конце концов, доходит до состояния, когда может влиять на собственную судьбу, вносить в нее изменения к лучшему (сначала чуть-чуть, потом существенно) в зависимости от вновь приобретенных качеств.

Мы можем изменить свою судьбу к лучшему, если будем действовать в соответствии с Высшими законами природы, открытыми и сформулированными каббалистами. Это и есть тот самый «руль для машины судьбы», о котором говорил Черный ворон. (А это значит, о том же размышлял и Андрей Вознесенский.)

Но также и те люди, которые в течение своей внешней общественной жизни добились относительного богатства, славы или почетного положения в обществе, во многом обязаны своими успехами тем же самым, неосознанно примененным законам.

Внешние и внутренние достижения человека в течение жизни зависят от правильного использования им (осознанно или не осознанно) Высших Законов Природы.

Вы, конечно, хотите доказательств. Они есть. Доказательства содержатся в научных трудах, которые мы изучали в Академии. Прежде всего, это работа «Свобода воли», написанная величайшим мудрецом и ученым ХХ-го столетия Йегудой Ашлагом. Есть у него и другие работы, которые в адаптированном виде годятся для их осмысления начинающими знакомиться с каббалой.

Эти работы частично связаны с темами судьбы, с некоторыми аспектами управления нашим миром, рассказывают об отношении каббалы к другим наукам (в том числе к философии, психологии), к религии, этике и пр. Все они собраны в книге «Сборник трудов Бааль Сулама». (Бааль Сулам – это почетное прозвище, присвоенное Йегуде Ашлагу другими каббалистами за главный труд его жизни. Прозвище переводится с иврита как «хозяин лестницы» – лестницы для постижения Высших законов природы.)

Честно говоря, я не вполне уверен, что вы сможете правильно оценить работу «Свобода воли» и другие уже после первого прочтения. При самостоятельном изучении таких работ человеку не обойтись без серьезных размышлений и приложении определенных усилий. Это все равно, что пытаться понять, скажем, закон всемирного тяготения Ньютона, не изучив предварительно первых трех законов механического движения.

Каждый закон, для его понимания, должен вписываться в общую систему законов природы. Ну а если понимание всей системы законов нуждается в серьезной корректировке? Тогда новый закон обречен на длительное неприятие его сообществом ученых, что неоднократно уже происходило в истории науки (например, двести лет отвергалось открытие Н. Коперника, утверждающее вращение Земли вокруг Солнца, первые десятилетия с огромным трудом поддавалась пониманию в научном мире общая теория относительности А. Эйнштейна).

Короче говоря, хотите разобраться, почему я считаю Черного ворона более развитым человеком, чем поэта – идите как я, учиться в Международную академию каббалы. Тогда вы увидите, кроме всего прочего, как широко каббалисты используют достижения классических современных наук (особенно физики, психологии, биологии, истории) в качестве косвенных подтверждений справедливости открытых ими Высших законов природы.

Ну, или хотя бы, начните интересоваться книгами, выпущенными на русском языке международной академией каббалы и ее организатором, д-ром Михаэлем Лайтманом, для общего знакомства с каббалой, с ее четырех тысячелетней историей (на самом деле еще больше), с прогнозами каббалистов и представителей классических наук о развитии человечества на ближайшие несколько десятилетий, поинтересуйтесь книгами о влиянии Высших законов природы на все сферы жизнедеятельности человечества. В этом я готов дать вам свои рекомендации.

Что дальше? Теперь можно разобрать все идеи, предложенные поэтом Черному ворону в качестве ориентиров, указывающих на смысл жизни, чтобы выявить их несостоятельность.

Сделать это можно двумя способами. Можно оценить все предложения с высоты жизненного опыта нашего поколения, т. е. тех, кто заканчивал среднюю школу в 70-80-х годах. А можно с точки зрения каббалы.

С точки зрения каббалы (т. е. с научной точки зрения), это можно сделать в нескольких строках, где каждое предложение поэта будет соответствовать определенному уровню базовых или общественных человеческих наслаждений. В конце небольшого анализа можно будет сделать вывод о внутреннем состоянии и Черного ворона и самого поэта. Но без изучения основ каббалы результаты анализа поняты быть не могут. Значит, я снова вынужден предложить вам идти учиться, хотя понятно, что во второй половине жизни желающих снова почувствовать себя студентом много не наберется.

Тогда давайте хотя бы попробуем рассмотреть агитацию поэта «за достойную жизнь» с позиций нашего жизненного опыта. И начнем этот разбор с конца, с последней попытки поэта заинтересовать Черного ворона желанием жить «по-человечески». Что предлагает поэт?

Я сказал: «А хочешь — будешь

спать в заброшенной избушке,

утром пальчики девичьи

будут класть на губы вишни,

глушь такая, что не слышна

ни хвала и ни хула…»

Ну и как вам такая перспектива с высоты сегодняшнего понимания жизни?..

Прожить всю жизнь в какой-нибудь глуши!!! Ради чего? Пусть даже с любимой женщиной, с изумительными природными ландшафтами вокруг… но отдать за это всю жизнь!? Извините. Это глупость. В глушь можно отправиться, если это как-то связано с твоей работой, если нужно сосредоточиться и написать книгу. Можно две, три недели отдохнуть от сумасшедшего ритма цивилизации, но не более того. Пусть бы этот поэт сам отправился пожить в глуши эдак лет 15. Но ведь не поедет, потому что лучше других чувствует, что человек существо общественное и в одиночестве (даже вдвоем) жить не должен. Такая жизнь, в конечном счете, бессмысленна.

Один ноль в пользу Черного ворона. Пойдем дальше.

 Я вскричал: «Мне жаль вас, птица,

человеком вам родиться б,

счастье высшее трудиться.

полпланеты раскроя…»

Да, трудится с азартом, люди умеют (когда им видна собственная выгода в той или иной форме) и потому уже достигли «впечатляющих» результатов, изменяя мир, в котором живут. Но правильно ли называть труд «высшим счастьем»? Кто из вас после ухода на пенсию вспоминает или будет вспоминать свою трудовую деятельность, как проявление высшего счастья? Я свою трудовую биографию точно не буду так оценивать, даже самые, благоприятные для меня периоды. Хотя готов признать, что такие счастливчики все-таки есть в небольшом количестве. В основном речь идет о некоторых учителях, врачах, инженерах, деятелях науки и культуры. Но для подавляющего большинства людей труд – это вынужденные действия по добыванию средств к существованию. А что касается «счастливчиков», то им просто повезло. Сначала повезло родиться с определенными, ярко выраженными способностями. А потом воспитываться в среде, где эти способности смогли проявиться. (Это нам, в принципе, понятно и без каббалы.) К сожалению, в жизни часто бывает и так, что таланту развиться не удалось. Но о таких личностях общество, как правило, остается в неведении.

Вернемся к стихам. Что мы, собственно, можем понять в рассматриваемом абзаце? Поэт призывает Черного ворона идти работать в соответствии с нормами морали общества (также как поступает основная часть общества) и слышит в ответ вполне резонное: «А на фига?». Не будем уточнять, чем зарабатывает себе на жизнь наш нигилист сегодня. Давайте лучше задумаемся, ради чего он должен стать таким как все. Почему нужно трудиться, да еще с таким размахом («полпланеты раскроя»)?

Может быть, ради счастья всего человечества? Хорошо бы, но только время идет, современная техника во многом соответствует или даже превзошла фантазии столетней давности, а наша жизнь счастливее не становится. Проблемы человечества при этом только накапливаются и становятся все сложнее и страшнее. Об этом сегодня все громче говорят специалисты многих областей науки – экономисты, социологи, экологи, психологи, биологи и прочие.

А знаете почему так происходит? Потому что мы только воображаем себе, что работаем на благо всего человечества, а на самом деле каждый работает на себя. И не важно при каком социально-политическом строе мы живем – при социализме или капитализме, при демократии, диктатуре, королевской власти или духовном лидере. Каждый стремится работать на себя, заботиться о себе постольку, поскольку позволяют условия и традиции окружающего общества.

Так что этот раунд Черный ворон тоже выиграл: 2 – 0

Возможно, не все из вас согласны с моими утверждениями по данной теме. Тогда, для начала, вам нужно поинтересоваться прогнозами о будущем человечества на ближайшие несколько десятилетий. Хотите – интересуйтесь сами, хотите – я с вами поделюсь кое-какой открытой информацией, на которую основная масса людей, к сожалению, совершенно не обращает внимания. Но это отдельная большая тема для разговора и она, в конечном счете, тоже связана с проблемой смысла жизни.

Ознакомившись с этой информацией, вы вынуждены будете признать, что Черный ворон действительно выиграл и второй раунд.

Будем продолжать?

 Будешь ты, великий ментор,

бог машин, экспериментов,

будешь бронзой монументов

знаменит во все края…

 

Вот это уже соблазнение более высокого уровня. Но разве может каждый человек стать гением? Жизнь демонстрирует нам, что такое невозможно. Значит и смыслом жизни для всех подобная цель быть не может. И главное – что толку от монументов, если все равно приходит время умирать? Останутся после тебя монументы или не останутся – какая разница? А потому, еще одно вполне обоснованное «на фига».

Уничтожив олигархов,

ты настроишь агрегатов,

демократией заменишь

короля и холуя…

Здесь нам следует задуматься, а есть ли смысл посвящать свою жизнь попыткам преобразования сложившихся к сегодняшнему дню социально-политических структур обществ и государств на более справедливые?

Конечно, стоит! Но что собой должно представлять это более справедливое общество? Все известные нам сегодня из истории человечества общественно-экономические формации (рабовладение, феодализм, капитализм) построены на принципе частной собственности. Попытка построить общество на принципах общественной собственности (коммунизм) провалилась. Так куда же нам продвигаться?

Поэт предлагает своему оппоненту бороться за демократию. Почему? Потому что в советском обществе 60-х годов прошлого века (особенно в среде интеллигенции) начался очередной виток нарастания чувства отсутствия личной свободы, свободы выбора, демократии, т, е. возможности для народа самому определять и регулировать направление своего развития. Хотя демократия и провозглашалось основополагающей формой управления в СССР, но мы же знаем сегодня, что ее не было. В то же время призывы к демократии широко использовались советскими и партийными агитаторами для промывания мозгов, когда речь шла о проблемах общественных отношений во всех остальных странах мира.

Вознесенский должен был для создания ощущения полной завершенности, цельности диалога между поэтом и его оппонентом предложить последнему занять активную жизненную позицию в вопросах совершенствования общественных отношений. Саму возможность улучшения общественных отношений Вознесенский, как и значительная часть советской интеллигенции 60-х годов, скорее всего, видел в развитии демократии вообще и в советском обществе в частности.

Но демократия, сама по себе, увы, не является средством, которое должно привести к процветанию любого общества или народа в целом. К такому выводу можно прийти, наблюдая за тем, какие процессы происходят сегодня в ведущих странах с устоявшимися принципами демократии и высоким уровнем развития экономики (США, Великобритании, Франции, Германии).

Какие аморальные, отвратительные методы используются там сегодня в борьбе за власть, как партиями, так и отдельными претендентами! В США долгое время проходили проплаченные демонстрации женщин-феминисток против законно избранного президента. (Не будем сейчас обсуждать его личные качества.) В Англии парламент уже долгое время отказывается выполнить волю народа, высказанную на референдуме по отделению от ЕС. В США и Франции проводятся попытки расправиться с соперниками, используя судебную систему. (Такой же метод, кстати, широко применяется и в нашем демократическом Израиле.) И везде, во всех перечисленных здесь странах, средства массовой информации изливают потоки лжи и грязи на всех, кто пытается как-то изменить к лучшему ситуацию в стране, добиться большей справедливости в общественных отношениях.

Ну и «на фига» нам такая демократия? Разве те, кто приходит к власти, используя подобные методы способны, победив, думать о нуждах народа?

Чтобы окончательно расставить все точки над «и» позвольте привести вам выражение, характеризующее современную демократию, приведенное одним из каббалистов нашего времени в статье «А кто это там, в зеркале» .

…что предлагает нам в качестве основ нормальной жизни и процветания современная демократия? Она предлагает шаткий баланс эгоистических интересов массы людей и множества слоев населения.

Вы с этим тоже не согласны? А как, по-вашему, нужно охарактеризовать то, что сегодня понимается под демократией? Во всяком случае, властью народа, как это называлось в древней Греции, современная демократия уже не является.

Пора подводить итоги. Поэт проиграл «обывателю, нигилисту/фаталисту практически в сухую. Он не смог предложить достойную цель, ради которой человеку стоило бы вести активный образ жизни. Ему, по сути, не удалось опровергнуть концепцию места человека в природе, представленную Черным вороном.

В моем понимании А. Вознесенский очень хотел ответить на вопрос о смысле жизни, но, при всем желании, найти ответ все равно бы не смог. Спасибо ему и за то, что он, по крайней мере, публично этот вопрос задал, чем заставил какую-то часть своих современников задуматься. Возможно, он надеялся, что после опубликования поэмы «Оза» отзовется какой-нибудь мудрец, который откроет ему истину. Но, разумеется, никто не отозвался. Время еще не пришло.

А вот сегодня уже можно и даже нужно сказать, что это время пришло. Человечество, в общем, созрело для правильного восприятия Высших законов природы, которые каббалисты начали осознавать, изучать и превратили в науку еще четыре тысячи лет назад.

Готова и методика для современного поколения, позволяющая каждому убедиться в существовании этих невидимых законов, которые дают нам жизнь, определяют судьбу и ведут к определенной цели.

Правда, методика эта, созданная ради ускорения эволюции внутренних состояний человека, требует довольно больших усилий, совершаемых в течение длительного периода времени, но в этом деле выбора у нас нет. А выполнять эту работу каждому из нас все равно придется. Никто в сторонке отсидеться не сможет. Цель существования человечества установлена и корректировке не подлежит.

Не стоит надеяться, что эту работу смогут выполнить за нас наши дети или внуки. Нет, только мы сами и предстоящая смерть нас от этой обязанности не освободит. Каждому из нас придется возвращаться в этот мир (один или несколько раз) и доводить свою часть работы до конца.

*                                  *                                  *

Ну, все. Пора заканчивать. Не уверен, что мне удалось убедить хоть кого-нибудь из вас начать интересоваться каббалой, хотя бы в общих чертах. А ведь любое, даже самое незначительное знание об этой науке непременно поможет вам лучше понимать происходящие вокруг вас жизненные события. В зависимости от обстоятельств каббала в жизни человека может стать и спасательным кругом, и маяком.

Если в результате прочтения этого обращения у вас хотя бы возникли какие-то вопросы (а они просто обязаны были появиться), то вы можете их присылать на мой E-mail: ShLeo0826@gmail.com постараюсь понятно объяснить. Побеседуем.

Я тут, по сути, наговорил вам сорок бочек арестантов и в тоже время почти ничего не сказал. А ведь каббала – это целый океан знаний, да еще взаимодействующий с нашими чувствами и внутренними состояниями.

Так что пишите, если все это вас хоть как-то зацепило.

Если путь твой к познанию мира ведет, –

Как бы ни был он долог и труден – вперед.

Фирдоуси

 

Автор: Леонид Шмуленсон

 

 

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of