2-ой Московский Еврейский Кинофестиваль – образовательная программа

Команда фестиваля при поддержке Еврейского музея и центра толерантности организует вокруг фильмов киносмотра широкую образовательную программу: лекции, дискуссии и круглые столы.
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

Эта часть фестиваля даст московскому зрителю возможность самостоятельно исследовать еврейскую культуру, развить и углубить её понимание. Среди приглашённых спикеров — шекспировед и историк театра Алексей Бартошевич, исследователь еврейской мысли Ури Гершович, музыковед Ляля Кандаурова, релиогиовед и историк Юрий Табак, киновед Валерия Давыдова и многие другие. Мероприятия образовательной программы пройдут на площадке Еврейского музея и центра толерантности, в Центре Документального Кино и кинотеатре Каро 11 ОКТЯБРЬ. Большинство событий привязаны к соответствующим показам в рамках киносмотра.

Цель образовательной программы 2-го Московского Еврейского Кинофестиваля понять, существует ли еврейский киноязык, и, если да, то по каким законам; когда он появился, как преломлялся, как влияет на него современность; какие образы посредством его создавались и создаются; кто он — герой, которого еврейская культура породила, а кино воспело.

Разговор о еврейской культуре давно встроен в российский общественно-политический, социальный и философский дискурс. Причин тому множество — от условий и особенностей жизни российского еврейства на протяжении столетий до влияния учёных, политиков, деятелей культуры и искусства еврейского происхождения на российскую историю и повседневность. Именно поэтому организаторам так интересно сделать Московский Еврейский Кинофестиваль ещё и поводом для дискуссии, в которой зрителю предоставляется возможность исследовать еврейскую культуру самостоятельно, выбрав мероприятия, которые кажутся ему особенно любопытными. Зрители смогут пообщаться с создателями фильмов, представленных в программе, кинокритиками, литераторами, религиоведами, музыкантами, и, конечно, друг с другом.

Русина Лекух, образовательный директор 2-го Московского Еврейского Кинофестиваля:

«Для меня всегда было важно сделать из фестиваля платформу для открытого межкультурного полилога — и я несказанно рада, что в этом году какие-то совсем удивительные люди согласились в нём участвовать. В частности, Алексей Вадимович Бартошевич, Людмила Евгеньевна Улицкая, Олег Вениаминович Дорман, замечательный музыковед Ляля Кандаурова, внук Исаака Бабеля Андрей Малаев-Бабель и многие другие. Мероприятия образовательной программы — это уникальный шанс, посмотрев классное кино, ещё и пообщаться с его создателями».

Образовательная программа

В поисках Бабеля: встреча с внуком писателя

Где и когда: Центр Документального Кино, 15 июня, 18:30 (сразу после показа “В поисках Бабеля”)
Спикеры: Андрей Малаев-Бабель, Дэвид Новак

Замечательным драматургом и настоящим мастером новеллы Бабеля сделал мифологизм созданной им Одессы, яркие образы, списанные с реальных персонажей и обросшие искусным вымыслом. В творчестве Исаака Бабеля самое, пожалуй, главное — это «задор, легкость и очаровательное – то грустное, то трогательное – чувство жизни». В поисках этого чувства никогда не видевший деда Андрей Малаев-Бабель отправился на его родину. Об этом путешествии он снял фильм, о создании которого расскажет гостям МЕКФ вместе с режиссёром Дэвидом Новаком.

Андрей Малаев-Бабель — режиссер, актер, театровед, внук Исаака Бабеля и Антонины Пирожковой. Живет и работает в Америке.

Дэвид Новак — продюсер, режиссер, сценарист, монтажер. Соавтор и режиссёр фильма «В поисках Бабеля».
Диббук: беседа о наследии Раби Нахмана

Где и когда: Центр Документального Кино, 15 июня, 20:45 (сразу после показа “Диббук: история странствующей души”)

Спикеры: Кшиштоф Копчински, Ури Гершович

Фильм «Диббук: история странствующей души» рассказывает о религиозном конфликте, черпающем свои корни в восемнадцатом веке, в жизни и учении Раби Нахмана, основателя брацлавского хасидизма. Как родилось это течение иудаизма? О чём оно говорит и насколько популярно сегодня? Об этом поговорят режиссёр Кшиштоф Копчински и исследователь еврейской мысли Ури Гершович.

Кшиштоф Копчински — продюсер, режиссёр, сценарист, автор фильма «Диббук: история странствующей души».

Ури Гершович — исследователь еврейской мысли. Сотрудник кафедры истории, философии и иудаики Открытого Университета Израиля и Центра Чейза Еврейского Университета в Иерусалиме. Является постоянным лектором кафедры иудаики ИСАА МГУ и кафедры библеистики философского факультета СПбГУ.
Коммунизм и антисемитизм: причины и последствия сосуществования

Где и когда: Кинотеатр «Октябрь», 15 июня, 19:00

Спикер: Софья Анисимова

Мероприятие доступно для зрителей, купивших билет на показ фильма «Ближе к Луне» (сеанс в 20:00)

Может ли политический режим гарантировать развитие и укрепление в нём дискриминационных идей? Сразу после показа фильма «Ближе к Луне» мы поговорим о том, почему антисемитизм так удачно приживался при коммунизме, и в каких истории каких стран (и на каких её этапах) мы наблюдаем их сосуществование.

Софья Анисимова — выпускница Факультета Прикладной политологии НИУ ВШЭ, историк и обществовед, экскурсовод Еврейского музея и центра толерантности.

О, где же ты, брат? Еврейские образы в российском кинематографе

Где и когда: Еврейский музей и центр толерантности, 15 июня, 19:30

Cпикеры: Светлана Пахомова, Юрий Табак, Ирина Мак

Во внеконкурсной программе Фестиваля есть несколько отечественных работ: «Ноктюрн Шопена» Эфраима Севелы, «Любовь» Валерия Тодоровского, «Владимир Гориккер: редкий жанр» Якова Каллера, «Нота» Олега Дормана и «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого. Через эти фильмы — и предшествующие им — можно попробовать проследить эволюцию еврейского героя в отечественном кинематографе. Определить, какой еврейский образ российские фильмы создают, попробуют сразу несколько прекрасных специалистов в рамках единой дискуссии.

Светлана Пахомова — культуролог, преподаватель Истории кино в РГГУ, сотрудник музея истории евреев в России.

Юрий Табак — исследователь в религиозно-исторической области, переводчик с английского и французского языков.

Ирина Мак — журналист, заведующая отделом культуры журнала «Лехаим»

Беседа с «Саулом»: встреча с Гезой Рёригом

Где и когда: Кинотеатр «Октябрь», 15 июня, 21:45

Спикер: Геза Рёриг

Мероприятие доступно для зрителей, купивших билет на показ «Сын Саула» (сеанс в 20:00)
Одна из главных встреч Фестиваля — сразу после показа оскароносного «Сына Саула», с исполнителем главной роли, Гезой Рёригом, беседует программный директор Московского Еврейского Кинофестиваля, Ваня Боуден.

Геза Рёриг — венгерский актёр, писатель и поэт. Работал воспитателем в детском саду и преподавал в еврейской школе, опубликовал множество поэтических сборников и исполнил несколько незначительных киноролей. В 2015 году исполнил главную роль в фильме Ласло Немеша «Сын Саула», которая принесла ему огромный успех и несколько серьёзных кинонаград.

«Не хочу смотреть про Холокост!». О репрезентации насилия на экране

Где и когда: Центр Документального Кино, 16 июня, 19:00

Спикер: Валерия Давыдова

Само словосочетание «еврейское кино» у зрителя часто ассоциируется с фильмами, затрагивающими тему Катастрофы европейского еврейства, и потому звучит отталкивающе. Насилие на экране вызывает эмоции, испытывать которые просто не хочется. С другой стороны, существует навязчивый дискурс «смотреть, чтобы знать, как было». Как сила эмпатии способствует или препятствует восприятию информации? Можно ли пережить историческую травму, постоянно о ней вспоминая? Можно ли относиться к насилию с юмором? Этим вопросам будет посвящён разговор с Валерией Давыдовой.

Валерия Давыдова — киновед и журналист. Получила степень бакалавра в European Humanities University (Литва) медиа и коммуникаций, защитила диплом по кино. Закончила сценарный факультет Московской школы кино. Писала для изданий «Сноб», «Теории и практики», W-O-S, Fastcult. Как сценарист работала с Романом Качановым над документальной трилогией «Солдаты века» о евреях в российской армии и о еврейском сопротивлении во время Второй Мировой. Автор книги «Эволюция насилия в массовом кино».

Иудаизм и католичество: борьба, союзы, прецеденты

Где и когда: Кинотеатр «Октябрь», 16 июня, 20:00

Спикеры: Людмила Улицкая, Галина Зеленина, Юрий Табак

Мероприятие доступно для зрителей, пришедших на показ фильма «Еврейский Кардинал» (сеанс в 18:30)

Фильм «Еврейский Кардинал» рассказывает о судьбе архиепископа Люстиже — и драме человека, которому всё время приходится делать выбор между титаническими культурными пластами. Как складывались отношения между католичеством и иудаизмом на протяжении веков? Каковы они сегодня? Какие схожие с «кейсом Люстиже» прецеденты существовали? Об этом пришедшим на фильм зрителями расскажет Юрий Табак.

Людмила Улицкая — российская писательница, сценарист. Первая женщина — лауреат премии «Русский Букер». Лауреат премии «Большая книга». Произведения Людмилы Улицкой переведены не менее, чем на 25 языков.

Юрий Табак — исследователь в религиозно-исторической области. Автор нескольких книг и многочисленных статей, главным образом связанных с историей иудео-христианских отношений, библейской тематикой, межконфессиональными отношениями в христианстве. Переводчик с английского и французского языков.

Галина Зеленина — историк-медиевист, занимается средневековой западноевропейской, еврейской и гендерной историей. К.и.н., старший научный сотрудник НИУ ВШЭ, доцент РГГУ, преподаватель ИСАА МГУ. Переводчик, литературный критик. Шеф-редактор сайта Booknik.ru.

Странствующая муза еврейского фольклора

Где и когда: Центр Документального Кино, 17 июня, 17:00 (после показа “Странствующая муза”, сеанс в 15:00)

Спикер: Ляля Кандаурова

Фильм «Странствующая муза» посвящён еврейскому фольклору: мотивам, инструментам и музыкальным интонациям, свойственным еврейской культуре во всей широте её географии. Еврейская народная музыка, развиваясь в диаспоре, часто влияла на творчество европейских композиторов-классиков — как тематически, так и мелодически. О том, какие связи с еврейским самобытным фольклором в истории музыки существуют, расскажет музыковед и популяризатор классической музыки Ляля Кандаурова.

Ляля Кандаурова — скрипачка, закончила московскую консерваторию и аспирантуру. Пишет о музыке в печатных и интернет-изданиях, является постоянным автором журнала Seasons, а также автором нескольких курсов по классической музыке. Ляля — профессионал в разговоре о классике для тех, кто классическую музыку слушает эпизодически и понимает поверхностно: она помогает слушателям разобраться в жанровых азах, научиться слушать и слышать. Ляля легко доказывает, что даже если вы прежде никогда не ходили в Консерваторию (или ходили — и засыпали прямо на концерте), классику можно научиться понимать и получать от неё грандиозное удовольствие.

«Нота»: удивительная жизнь Рудольфа Баршая и судьбы классической музыки в СССР

Где и когда: Центр Документального Кино, 19 июня, 16:40 (после показа “Нота”, сеанс в 15:00)

Спикеры: Олег Дорман

Рудольф Баршай, советский альтист и дирижёр, создатель легендарного Московского камерного оркестра, начал играть на скрипке потому лишь, что у его отца не было денег на фортепиано. Он сотрудничал и дружил со Святославом Рихтером и Давидом Ойстрахом, был близким другом Дмитрия Шостаковича и приятелем Голды Меир, играл на похоронах Иосифа Сталина и Сергея Прокофьева в один и тот же день. Рудольф Баршай жил мечтой вернуть классической музыке камерное звучание, и воплотил её в жизнь — сначала в СССР, затем — в Израиле. Олег Дорман снял биографический фильм-беседу с Баршаем совсем незадолго до его смерти. В беседе с директором образовательной программы МЕКФ Русиной Лекух он расскажет о знакомстве с Рудольфом Борисовичем и создании «Ноты».

Олег Дорман — российский кинорежиссёр, сценарист, переводчик. По двум его фильмам-беседам («Подстрочник: Жизнь Лилианны Лунгиной» и «Нота. Жизнь Рудольфа Баршая») издательством Corpus выпущены одноимённые книги.

Внутренний Брундибар: как говорить с детьми о репрессиях?

Где и когда: 19 июня, 18:30, Центр Документального Кино (после показа “Посещая Брундибар”, сеанс в 17:00)

Спикер: Александра Поливанова

Документальная лента «Посещая Брундибар» посвящена немецким школьникам, которые пытаются проникнуться историей Холокоста — и это оказывается для них не так просто. Вопрос исторической вины и исторической памяти в разговоре с подростками достаточно сложен и для российского контекста. Можно ли говорить с детьми о репрессиях, войнах и политических преступлениях, не манипулируя детским сознанием и не впадая в морализаторство? Об этом мы поговорим с Александрой Поливановой.

Александра Поливанова — куратор культурных программ общества «Мемориал», руководитель проекта «Москва. Топография террора», разрабатывает и проводит программы «Мемориала» для школьников с 2011 года. Изучала скандинавскую и русскую литературу, историю и социальную психологию в России, Швеции и Америке, была куратором детских и образовательных программ разных московских фестивалей. С 2015 года обучается по магистерской программе МГППУ «Проектирование психолого-педагогической деятельности НГО».

Тюрьма и заключённые: имеет ли преступник право на семью?

Где и когда: Центр Документального Кино, 19 июня, 22:20 (после показа “На пороге страха”, сеанс в 21:00)

Спикер: Мария Кравченко

Фильм «На пороге страха» рассказывает о судьбе убийцы Ицхака Рабина, Игаля Амира, и женщины, которая решила создать с ним семью уже после того, как тот был осуждён. Роман между ними вызвал огромный резонанс в Израиле. Причин тому две: Рабин был критически популярной фигурой, а мы не привыкли думать о преступниках в категориях нормальной жизни — мы вообще не ждём от них какого-либо взаимодействия с обществом, даже внутри их частной, уже никак не касающейся нас жизни. О тонкой этической грани между общественным наказанием и невмешательством в частную жизнь мы поговорим с режиссёром картины, Марией Кравченко.

Мария Кравченко — режиссёр неигрового кино, журналист. Родилась в городе Грозном. Окончила Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова (скульптурное отделение, 1999), Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского (социологический факультет, 2004) и ВГИК (режиссёрское отделение, мастерская Сергея Мирошниченко, 2008). Ещё в студенческие годы начала работать в качестве режиссёра и сценариста на Нижне-Волжской студии кинохроники и сотрудничать с телеканалом ТНТ. Призёр «Артдокфеста», Кинофестивалей «Сталкер» и «Послание к человеку». «На пороге страха» — её шестая режиссёрская работа.

«Маленький нью-йоркский еврей»: о герое Вуди Аллена

Где и когда: Еврейский музей и центр толерантности, 19 июня, 17:00

Спикер: Станислав Анисимов

«Вуди Аллен создал героя, которого раньше в кино не было. Изменил наше представление о том, в каком качестве в фильме может быть задействован умный, смешной парень, маленький еврей из Нью-Йорка», — считает Джесси Айзенберг, исполнивший главную роль в новом фильме Вуди, который выйдет на экраны в следующем месяце. Трудно не согласиться с тем, что существует типично алленовский еврейский герой. О том, как он воспринимается зрителем, расскажет Станислав Анисимов.

Станислав Анисимов — теле-радиожурналист, ведущий, выпускник ГИТРа им М.А. Литовчина. В сфере научных интересов: экранное искусство, история и теория кино, выразительные средства экрана. Работает над диссертацией, посвященной проблеме конструирования реальности на современном телевидении.

О феномене отказничества в СССР

Где и когда: Кинотеатр «Октябрь», 19 июня, 16:45

Спикер: Михаил Членов

Мероприятие проводится для зрителей, пришедших на показ фильма «Друзья из Франции»

Тема отказничества для советского еврейства имеет немалый вес. О сообществах отказников, драме частной жизни, неразрывно связанной с давлением общественных институтов, повествует фильм «Друзья из Франции«. Сразу после его показа о том, что значило быть отказником в СССР, как связано отказничество, диссидентство и эмигрантская культура расскажет Михаил Анатольевич Членов.

Михаил Членов — российский учёный (этнограф, востоковед) и общественный деятель. Кандидат исторических наук, профессор, декан филологического факультета (иудаики и гебраистики) Государственной Классической Еврейской Академии им. Маймонида в Москве; заместитель директора Центра иудаики и еврейской цивилизации при Институте стран Азии и Африки МГУ им. М. В. Ломоносова. Генеральный секретарь Евроазиатского Еврейского конгресса.

Образы «Венецианского купца» в мировом кинематографе

Где и когда: Еврейский музей и центр толерантности, 20 июня, 20:00

Спикер: Алексей Бартошевич

Одна из самых известных пьес Шекспира породила противоречивый образ ростовщика Шейлока, который на протяжении веков по-разному трактовался литературоведами, театральными режиссёрами и кинематографистами. Какие интерпретации существовали? Как они родились и кому принадлежат? Как и почему они менялись со временем? Об этом в рамках образовательной программы МЕКФ расскажет главный отечественный шекспировед, Алексей Вадимович Бартошевич.

Алексей Вадимович Бартошевич — советский и российский театровед, историк театра, специалист по творчеству Уильяма Шекспира. Внук актёра В. И. Качалова, сын В. В. Шверубовича, основателя постановочного факультета школы-студии МХАТ.

 

Генеральные партнёры:

p1

Информационные партнёры:

p2

***

Напомним, что 1-й Московский Еврейский Кинофестиваль прошел в столице в июне 2015 года и объединил более 20 российских и зарубежных работ. Всего кинопоказы и лекции образовательной программы, проходившие в Еврейском музее и центре толерантности, Центре Документального Кино и Кинозале ГУМ, за три дня фестиваля посетили более 2000 человек. Жюри наградило фильмы «Где-то там» Эстер Амрами, «Наступит ночь» Андре Сингера, «Конец бульвара» Норы Финдшельдт. Почетный приз 1-го Московского Еврейского Кинофестиваля «За выдающийся вклад в развитие еврейского кино в России» был вручён Якову Каллеру, специальный приз жюри – фильму «Регина» режиссера Дианы Гроо, продюсера Джорджа Вайса — отца знаменитой Рейчел Вайс.