Что вытащит науку из кризиса

Кризис бродит по планете, глобальный кризис… Это уже не дискутируется.
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

Не миновал он и фундаментальную науку, переживающую ныне системный экзистенциальный кризис. Корень этого кризиса кроется в том, что организационные формы науки интегрированы сегодня в политику и экономику, а «выдающиеся ученые» имеют политический вес, публичную известность и капитал. Именно из политики в науку пришли иерархии должностей и званий, в том числе академические. А из экономики – стремление к получению прибыли, представление о научном результате, как о товаре. Это качественно новый кризис, и его разрешения в рамках самой науки нет.

Ищем ключ к разрешению кризиса

Как ни странно, но главной причиной кризиса науки является ее неспособность ответить на важнейшие для человечества вопросы о смысле и цели бытия.

А от того, какой смысл и достижение каких целей люди вкладывают в свою жизнь, зависит облик всей нашей цивилизации, а с ней и всей Природы. Исказите представления людей о смысле жизни и человечество погрузится в пучину безумия, чему мы, отчасти, и являемся свидетелями сегодня. Дайте людям вымышленный смысл жизни и хозяин этого измышления автоматически станет хозяином всего человечества.

Кто же дает нам смысл жизни сегодня? В чем этот смысл заключается? А главное – сможет ли наука когда-нибудь найти обоснованные ответы на эти вопросы? Это зависит от способности ученых существенно переосмыслить восприятие реальности, понять, каково есть правильное взаимодействие человека и окружающей Природы, и особенно, наладить правильные взаимоотношения человека с человеком и со всем человеческим сообществом, так как именно они являются ключевыми для определения смысла и цели жизни.

В этом плане одним из центральных ограничений и недостатков науки, является рассмотрение человека и окружающего его мира как двух, сравнительно изолированных друг от друга подсистем, в то время как многие данные свидетельствуют о том, что человек и мир, его окружающий, неотделимы друг от друга.

Но здесь то и кроется главное препятствие на пути постижения истины. Об этом писал еще Макс Планк: «Наука не может раскрыть последнюю тайну природы... потому что… мы сами являемся… частью тайны, которую мы пытаемся решить».

То есть для разрешения основных антикризисных проблем ученый должен сам находиться на более высоком уровне реальности, с которого он сможет исследовать экзистенциальные цели нашего мира и найти таким образом смысл существования человека в нем.

Многие ученые полагают, что объединение науки и религии даст возможность исследователю совершить такой прыжок из материального мира в духовное, объединив их в одно целое. Духовная ступень, именно в ее религиозной трактовке, рассматривается при этом как высшая реальность по отношению к материальной.

Но есть ли доказательства, что именно религиозное понятие духовности, души или сознания, может рассматриваться как высшая реальность? Или это, по сути, бездоказательное априорное решение вопроса о системном взаимодействии тела и души человека в пользу религии?

Научная несостоятельность философии и религий в определении духовности определяется уже тем, что они, по сути, основываются или на слепой вере – «мне сказали, я поверил» – или, как в буддизме и других восточных верованиях и практиках, на подавлении животной и даже растительной сенсорики человека.

Похоже, ключик к разрешению кризиса мы нашли… Как им пользоваться.

Природа едина по своей сути, в ней нет ничего лишнего. Духовное и материальное – две части одной единой Реальности, воспринимаемые (материальное) или не воспринимаемые (духовное) человеком в его органах чувств.

Для адекватного понимания феномена духовности исследователь должен научиться пользоваться дополнительными органами для восприятия именно духовной части реальности, чтобы воспринимать затем ее материальную часть с более высокого духовного уровня, полностью, и потому объективно.

Научное постижение «духовности» естественней всего начать с изучения феномена «сознания», ответственного, в числе прочего, и за определение смысла жизни и решение других экзистенциальных проблем.

Часть ученых уже пришла к такому выводу. Вот, что писал по этому поводу известный физик М. Б. Менский: «…проблемы, связанные с наукой, и особенно с глобальным кризисом, могут быть предотвращены. Сознание большинства людей, которое в наше время является эгоистическим, должно быть сделано альтруистическим. Такое новое сознание можно назвать общечеловеческим… Такое изменение сознания – жизненная потребность нашей технической цивилизации. Это было отчетливо понято и недвусмысленно сформулировано некоторыми мыслителями в разные исторические  периоды...».

Пока же неумение науки отвечать на экзистенциальные вопросы становится камнем преткновения для ее дальнейшего развития. Это, возможно, есть главное ограничение науки, требующее смены научного пути ее развития. Этот путь должен быть направлен на разработку новой апробированной научной методики, соответствующей всем критериям научности и доказавшей свою применимость на практике.

 

Э. Элиав, Ph.D., профессор-исследователь по квантовой химии

В. Плинер, Ph.D., химик-технолог

Подписаться
Уведомить о
guest
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии