Битва за Иерусалим

Одно из самых ранних воспоминаний: дед сидит за столом и рассказывает мне об Иерусалиме, городе-мечте. Он говорил с такой тоской, что, хоть я и не мог тогда проникнуться, но впечатление осталось на всю жизнь.
Иерусалим
Запишитесь в клуб Открытого телеканала, чтобы получать уведомления о новых проектах, приглашения в студию на телепередачи и на мероприятия в городах.
@

Поделиться проектом с друзьями:

Лет через тридцать, когда я впервые ехал в Иерусалим, на меня снова накатила эта вековечная тоска народа об утраченном. Нет, не столицы и не страны мы лишились две тысячи лет назад – чего-то гораздо большего.

Билет в реальность

Нет у нас другого такого города – нетленного, зовущего, возвышающегося над всей нашей историей. Он олицетворяет то единственное место, где еврейский народ может жить и расцветать по-настоящему. Иерусалим стоит не только в Иудейских горах – он стоит в нас, скрытый под пылью веков.

Ребята, освобождавшие его в Шестидневную войну 1967 года, не могли поверить, что сделали это. По всему миру евреи воспряли духом, почувствовав, что созданная на пепле Катастрофы страна получила "билет в реальность" и сказала всему миру: "Мы здесь, мы есть, мы независимы".

Советское еврейство, узнав о победе, тоже увидело наконец, что Израиль – это всерьез и надолго. Помню, как студентом я ловил каждый обрывок информации, каждую весточку. Так зарождалась большая алия.

А Израиль ликовал. "Это даже более счастливый день, чем день провозглашения государства", – сказал Давид Бен-Гурион. Премьер-министр Леви Эшколь заявил, что мы "сплочены и сильны как никогда ранее"…

Хорошо, что никто не знал, во что превратится Иерусалим спустя полвека. Вернуть стены – еще не значит вернуть дух.

Расплата за гордыню

В Израиль я приехал в 1974 году. Словно родился заново. Трудно передать это чувство возвращения к истокам, к своему народу.

Но это было и время, пронизанное горьким послевкусием Войны Судного дня. Именно она рассеяла эйфорию 67-го и показала, как далеки мы от заявленных идеалов. Показала не только нам – всему миру.

Тогда оказалось, что впереди у нас не светлое будущее, а новые войны и периоды затишья между ними. И еще: оказалось, что мы не настолько сплочены и сильны, как думали.

Сегодня вместо единства Иерусалим символизирует раскол и непримиримость. В нем раздаются провокативные призывы к убийству солдат. В нем есть улицы, по которым не пройдешь в форме. В нем тесно соседствуют несоприкасающиеся сектора населения. В нем избранники народа поливают друг друга грязью, фактически легитимируя ненависть между нами. Он до сих пор не признан нашей столицей, хотя, казалось бы, ничто иное не ассоциируется столь очевидно с народом Израиля. Даже обещанный перенос американского посольства в очередной раз отложен действительно дружественным нам президентом.

Что-то здесь не так. Чего-то мы недоглядели после Шестидневной войны. Она как будто затмила нам глаза гордыней и самонадеянностью, и мы расплачиваемся за это до сих пор.

Застывший город

"В будущем году – в отстроенном Иерусалиме", – поколениями повторяли мы.

И вот, настал этот "будущий год". Что же он принес?

Мы видим иерусалимские камни, улицы, но сам этот город мы не чувствуем. Подлинный Иерусалим раскрывается в сердце всего народа. Он принадлежит подлинному, единому народу Израиля, а не тому "сборищу изгнанников", которое мы собой представляем.

Если мы хотим заново отстроить Иерусалим, то начинать надо с сердца. Там он был заложен, и там он еще не освобожден.

"Сердце" – это наши желания, чаяния, порывы. Пока они ограничены повседневностью, нам не нужен тот, настоящий Иерусалим - Йерушалаим, духовный центр народа и всего человечества, место встречи двух миров, где соприкасаются преходящее и вечное.

Если говорить о вечности, то "стены" Иерусалима – это не камни между старым и новым городом, а границы, отделяющие, охраняющие то, что стремится в нас наверх, к духовным высотам. Иерусалимские "врата" – не проемы в стенах, это свойства единения и отдачи, пропускающие внутрь того, кто внутренне соответствует им. "Храм" – не культовый комплекс для отправления обрядов, а  место концентрации духовных сил, позволяющих удерживать связь между нами несмотря ни на что, над всеми конфликтами и разногласиями.

Когда-то наш народ жил, работал на этих уровнях телом и душой, а теперь воспринимает их, в лучшем случае, как красивые метафоры. За два тысячелетия тоски мы совершенно забыли, о чем тоскуем.

Вот почему у нас не получается по-настоящему возродить и объединить этот город. Мы никак не дорастем до него, не приоткроем его в себе самих. Он окаменел в нас, застыл, замер в ожидании.

"Йирá шлемá" – вот что он такое. "Великий трепет" за судьбу народа, за его единство, за его духовную свободу, от которой зависит свобода государственная.

Отстроить Иерусалим – значит отстроить самих себя. Отстроить в соответствии с силой Природы, управляющей нами через систему "Йерушалаим". Это особая система, которую никто не может у нас отнять. Более того, если что-то случится со связью между евреями и Иерусалимом, весь мир серьезно "покачнется". Человечество, само того не сознавая, зависит от принадлежности Иерусалима народу Израиля, связанному с ним уже многие тысячи лет.

Однако и мы сами еще не осознали свою ответственность, еще не готовы подняться над всеми своими распрями к иерусалимским вратам. За Иерусалим надо бороться не только физически, но и внутренне.

Все улицы ведут к Храму

Как-то раз в американской гостинице я случайно разговорился с одним из постояльцев. Он был немцем. Узнав, что я приехал из Израиля, он внезапно, с искренней болью, спросил:

– Почему вы не строите Третий храм?!

– Как же его построить, – ответил я, – если в наших сердцах царит разбиение?

Он понял и сказал:

– Так давайте начнем исправлять его.

Я не призываю по-детски "браться за руки" или "молиться". Вообще, "молитва" – это не слова молитвенника, а желание сердца, тоска по духовному подъему, по возвращению домой.

Мы можем быть независимым народом только в поручительстве, если объединяемся над силой разобщения. Тогда Иерусалим утверждается в наших сердцах как материальная и духовная столица народа Израиля, столица единения и любви. Иначе его захватывают наши эгоистические амбиции в самых разных своих проявлениях, а затем – и внешние враги.

Я желаю народу Израиля подняться к высшему корню духовного состояния "Йерушалаим" и водворить в этом городе "Храм" – практическую, действенную модель объединения для всего человечества. Тогда оно станет одним целым, и в нем все найдут себе достойное место. Мы можем дать себе и миру покой, уверенность, процветание.

На самом деле по этому мы тосковали, и этого от нас ждут.


Подписаться
Уведомить о
guest
3 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Felix Spektor
Felix Spektor
6 лет назад

Как все просто у этого сенильного бородообразного!Учи его блевотную каббалу и будет щастье,воспитывай каббалиную поросль и появится Храм,только гоните денежки на поле чудес по имени МАК,разведем так,что захватит дух.
Таких лжепророков и мессий из Витебска,с сомнительным образованием и впереходеприобретенными профэссорскими докУментами евреи уже видели,на посулы наперсточника ведутся люди с неустойчивой психикой и большими моральными проблемами.

Stas Rok
Stas Rok
6 лет назад

Разговоры про единый народ слышал не раз, если отбросить дебильный совковый подход с уравниловкой, вещь эта действительно стоящая. Может ли Иерусалим стать объединяющим фактором? Сомневаюсь почему-то.

Григорий
Григорий
6 лет назад

Особое очарование этого Великого города. Города символа Единства народа Израиля через многие века его существования.
Единства такого разнообразного по многим свойствам, параметрам народа, базирующегося на великих духовных принципах взаимного поручительства (взаимной ответственности, взаимопомощи, в ощущении Единой Семьи).
А сегодня этот город - символ Единства всего человечества.
Пример Израиля, если он выполнит свое предназначение - создаст несмотря на все трудности, противоречия гармоничное, дружественное ко всем общество "семейного типа", станет той благодатной возможностью для всего мира людей, как Единой Семьи.
Особое это место - Золотой Иерусалим!